.
Китайский ответ «Джеральду Форду» Сейчас в строительстве на верфи в Даляне находится
первый китайский авианосец полностью национальной постройки, так называемый «проект 001А». Строительство этого корабля начато в 2015 году, спуск на воду ожидается в 2017 году, а ввод в строй — к 2020-му году.Судя по просочившимся в СМИ фотографиям и по опубликованным спутниковым снимкам, первый китайский авианосец национальной постройки практически полностью повторяет приобретенный и достроенный КНР бывший советский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Варяг» советского проекта 1143.6 «Кречет», приобретенный в недостроенном состоянии у Украины в 1990-е годы и введенный в строй в Китае под названием «Ляонин» в 2012-м году.
Решение Китая вести строительство практически полной копии «Варяга» выглядит достаточно разумным: фактически
сегодня Китай ускоренными темпами проходит весь тот пусть, который проделали США за 1930е-2000е году, а СССР повторил в 1970х-1980х годах. Кроме того, надо учитывать, что в распоряжении КНР находится практически полный комплект проектной документации проекта 1143.6, официально приобретенный у Невского ПКБ в 1990-е годы — причём проданный не по частной инициативе КБ, а с прохождением всех согласований.
Однако, тут надо учитывать, что Китай отнюдь не разглашает всех особенностей внутреннего устройства строящегося авианосца «проекта 001А». Внешние обводы корпуса достаточно обманчивы: можно лишь сказать, что они свидетельствуют о том, что у «проекта 001А» будет по-прежнему трамплинный, а не катапультный запуск авиагруппы, что будет, как ранее, накладывать определённые ограничения на взлётный вес палубной авиауии «проект 001А».
В начале ноября 2016 года в сети появились новые спутниковые фотографии комплекса тренировки пилотов морской авиации на аэродроме Хуаньдикун. Ранее на нём были установлены только трамплин и аэрофинишеры для тренировок лётчиков авианосца «Ляонин».
Но теперь на ВПП комплекса появились также две катапульты, причём отличающиеся друг от друга по конструкции. Есть предположение, что китайцы испытывают одновременно и паровую катапульту (такие сейчас установлены на многих существующих авианосцах, в том числе и на основном типе американских авианосцев, «Нимице»), так и электромагнитную катапульту, которая пока что используется только на новейшем авианосце США «Джеральд Форд».Полностью -
тут Паровая и Электромагнитная катапультыМодификация J-15 для использования катапультного, а не трамплинного взлёта