7 февраля 1986 года заложен РПКСН проекта 667БДРМ «К-18». В состав Северного флота вошел 10 октября 1989 года. С 18 сентября 1996 года носит почётное наименование «Карелия». Летом 1994 года совершил успешный поход к Северному полюсу.
Лучший корабль Северного флота до сих пор в строю, славен своей службой и командирами. Вот рассказик об одном их них.
МИХАИЛ БАННЫХ
Что такое отпуск подводника? Если летом — тройное счастье! Отпуск даже в средней полосе после Заполярья — абсолютный релакс. Волосы отросли до неуставного образца. В Крыму с семьёй в ДО Песчаный отметились. Гипоталамус оттаял в тёплых краях, начал о человечьем мыслеформы строить: о природе и смысле всего окружающего мира. Лезут суждения, как гидры, в пустоты черепной коробки, не занятые головным мозгом. Забываешь, что военный. Отпуск — 90 суток!
Обожаю рыбу ловить с детства. Всё, что должен был ячейке общества, семье, исполнил. Теперь — личное время. Через неделю на службу, на Север. Предпочитаю ловить на удочку, на поплавок, с берега. Сигаретка в зубах, каждая поклёвка заводит. Клюёт! Отлично! Добычу снимаю с крючка. Быстро новую насадку на крючок. Только прикурил, опять клюёт… Истинное наслаждение — рыбалка.
Вдруг из-за спины слышу:
— Рыбачок! Клюёт?
Узнаю знакомое грассирование буквы «Р» — так мог говорить только Миша Банных. Поворачиваюсь, и точно!
— Да ты откуда здесь? Мишка! Охренеть, вот так встреча!
Встреча оказалась неслучайной, Мишка был тоже в отпуске и решил друга найти. Удивляюсь до сих пор, как ему это удалось? Мобильников тогда ещё не было.
Вместе учились в высшем училище, на штурманском факультете. Ранее — в Нахимовском, правда, в разных ротах. Сейчас догадываюсь, с чьей подачи Миша пошёл семимильными шагами вверх по карьерной лестнице ВМФ. Офицером-воспитателем у него был Павел Гвоздев, а командиром роты — Новиков (Мормон). Старшина класса оставил след золотого медалиста сначала в Нахимовском, а потом и во ВВМУППе буквами соответствующего цвета.
Мы оба служили на КСФ, он в Гаджиево, я — в Гремихе. Удивительная и приятная встреча! Попили пива у ларька, вспомнили курсантские годы — лучшие времена — и с грустью попрощались.
Миша в 34 года уже стал командиром корабля проекта 667 БДРМ «Карелия», что большая редкость, тем более для штурмана.
Годом позже, 6 апреля 2000 года, на борту вверенной подводной лодки лично вручил пилотку премьер-министру. Фотография получилась, появилась во всех ведущих мировых СМИ, и произошло посвящение в подводники тогда еще И. О. Главы государства.
Будущему Президенту было вручено свидетельство подводника, заверенное командиром подводной лодки Михаилом Банных:
«Место: широта 69 градусов 25 минут северная; долгота 35 градусов 40 минут восточная; глубина погружения 50 метров; глубина моря 260 метров».
Командир подводной лодки «Карелия» — капитан 1 ранга Михаил Банных впоследствии будет назван лучшим командиром корабля на Северном флоте. Злопыхателям отвечу сразу: не за пилотку, объективно он был лучшим во всём с юных лет!
Два небольших сюжета хочу передать со слов моего друга, поведанные мне тогда, во время нашей встречи в отпуске, за кружечкой пива. Чтоб не отвечать на нелепости, считайте байкой.
Большая по количеству и рангу группа гостей-начальников посетила с экскурсией подводный крейсер. Величие их положения единовременно на одном борту вряд ли бывало когда в СССР и России. Статус гостей явился достойной оценкой сложности, высокотехнологичности оборудования: соответственно подготовке специалистов, которым доверено управлять таким подводным «звездолётом». А его командир — первый после Бога, не иначе, а может, и выше…
Посмотрели, признали достоинства. Привели высокое общество в кают-компанию, рассаживаются, выдыхают в ожидании командира, любезно пропустившего гостей вперёд.
Наконец в двери кают-компании появляется командир ПЛ. Смотрит на руководителей народа великого государства, их набилось как… в банке для сельди.
Премьер, как главный, уже восседает в командирском кресле, замечает командира ПЛ, мнущегося в дверях, и удивлённо вопрошает:
— Командир, что встал? Проходи.
Тот медлит. Пауза затягивается. В это время главком на ухо что-то шепчет премьеру, после чего тот без вопросов быстро встал:
— Командир, садитесь на своё место, не знал про традиции подводников. Оказывается, даже главкому не позволено занимать ваше кресло! — и располагается рядом.
Миша, тактично, как и положено, обращается к старшему по званию:
— Товарищ верховный главнокомандующий, прошу разрешения? — заходит в кают-компанию и садится… но не на своё место, а на свободное. Решил уважить верховного.
В тот же выход на мостике состоялся разговор «без протокола» о быте, о семье. Мише задали вопрос:
— Ну рассказывай, командир, какие у тебя нерешённые проблемы?
— У командира нет проблем, есть сожаления, — попробовал пошутить в ответ.
И без какого-либо дальнего умысла поведал историю о том, что во время учёбы в Питере на высших классах пришлось таксёрить — на жизнь не хватало. Разбил тогда свою честно заработанную «девятку» и на новую машину точно уже больше не заработает.
Поговорили и забыли. Через несколько месяцев Мишу вызывают в штаб флотилии: «Прибыть, получить и расписаться…»
Каково же было удивление от вида стоящей у штаба чёрной «Волги», в экспортном исполнении, а торпеду украшал позолоченный шильдик «Командиру подводного крейсера Михаилу Банных от Президента России».
Затем командование подводным крейсером К-51 «Верхотурье». Далее — учёба в военной академии. Надежды вернуться в Заполярье и стать самым молодым командиром дивизии тяжелых атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в Российском флоте, тех самых «Акул» — самых крупных подводных крейсеров в мире. Всё было впереди, успешный старт службы, честность, верность, любовь к избранному пути – тому очень способствовали.
... Миша трагически погиб поздней северной осенью 2007 года на взлёте военной карьеры. Его служебный автомобиль на автотрассе Мурманск — Гаджиево выехал на полосу встречного движения.
Годом позже подшефному АПЛ «Верхотурье» Свердловскому кадетскому корпусу было присвоено имя капитана 1 ранга Михаила Владимировича Банных, а 8 ноября 2019 года вручён бесценный подарок — кортик, принадлежащий ранее прекрасному человеку и замечательному командиру, как напоминание воспитанникам о коротком, но ярком пути талантливого морского офицера.
...Теперь каждый год 2 ноября питонское братство 34-го выпуска спешит на Серафимовское кладбище поклониться брату и другу.
Взято из " Штурм глубины^..