ПАЛИМАРСОС.
Еще из армейского анекдота. Проверяющий спрашивает Начальника штаба полка (НШ): «Ну, а как у вас с палимарсосом?» НШ напряг все свое серое вещество, но в толк взять не может, о чем спрос. На всякий случай, осторожненько говорит: «Ну так, нормально вроде, как у всех». Проверяющий: «Поточнее, пожайлуста». НШ (глянув затравлено на Командира, ожидая подсказки, а тот сам в недоумении): «Ну, не часто, разве что по субботам, мы с Командиром в баньке, больше никого не привлекаем, да и то по соточке, не больше». Проверяющий: «Ничего не пойму. Причем здесь политико-морально состояние части и ваши 100 грамм. Доложите яснее».
Нашему НШ Сан Санычу, как его любя называли, очень нравился этот анекдот и каждую пятницу он частенько напевал Командиру на мотив известной песенки эти слова:«Поли-марсос, полимарос, полимарсос», намекая, что уже конец недели.
Шутки, шутками, но кто служил в Советской Армии и ВМФ, тот знает, что полимарсосу и его слагаемым придавалось исключительное значение. Ну, а среди слагаемых на первом месте- партполитработа, двигаемая вверх к недосягаемым высотам самим укладом армейской и флотской жизни и непосредственными исполнителями- политрабочими всех рангов и званий.
Сколько желчи, анекдотов и сарказма выливалось на армейских политработников-не сосчитать. Вот теперь их нет. И что? Лучше стало? Не буду дискутировать на эту тему, сколько людей, столько и мнений. Лучше расскажу несколько историй.
Конец трудного учебного года. Сколько всего было-перебыло. И вот венец- итоговая проверка, нужно доказать, что полк достоин той оценки, которую ему предварительно в верхних штабах уже поставили. А всякая итоговая начинается с контроля форм политической учебы. Для тех, кто не служил в тех условиях:
-у офицеров были переодические занятия в форме марксистско-ленинской подготовки;
-прапорщики занимались раз в неделю в системе политучебы;
- у солдат, пусть даже камни с неба падают, но 2 раза в неделю- политзанятия.
Руководили занятиями, как их теперь бы назвали, «продвинутые» офицеры и штатные политработники. Оценка группы формировалась на основе уверенных ответов аудитории на заранее выданные вопросы и по наличию полных конспектов. Можешь быть не в зуб ногой, но конспект…..Короче, шоб был.
Утром построились, помитинговали за хорошую сдачу, прошлись торжественным парадом и в классы, сдавать прибывшей комиссии свои годовые знания по обстановке в мире, по сложным проблемам государственного и военного строительства, в общем, есть что спросить, и есть что зачитать в ответ, а главное, откуда.
Представляю проверяющему- зам. Нач. Политотдела дивизии свою группу- летный состав 1 аэ. Мастера боевого применения Лидерного полка. Цвет и гордость дивизии. Меньше «пятерки» группа получить не должна. Иначе, какие мастера.
Вопросы розданы заранее, народ добросовестно подобрал материал. И пошла хорошо срежиссированная постановка. Я задаю вопрос, все тянут руки, я вызываю к ответу того, кто должен по раскладу ответить.
Уверенный ответ, уточняющий, несложный вопрос проверяющего, добротный конспект. Что еще нужно, что бы поставить «отл». Все как по маслу.
Но к концу уже всем муторно, скорее бы в курилку, накуриться, поржать над незадачливыми «слушателями» (такие всегда появляются в ходе проверки) и заняться привычным делом- готовиться к зачетным полетам.
Поэтому, когда я задал крайний вопрос об итогах только что прошедшего Пленума ЦК КПСС, который в очередной раз боролся с сельским хозяйством, все облегченно вздохнули. Скоро на волю, в пампасы…
Отвечал капитан Коля Р. Из флегматов, вообще не любящий много говорить. Кстати, когда он только стал командиром звена и ему дали в подчинение трех молодых летчиков, его тронная речь прозвучала примерно так: «Я не Макаренко. Уговаривать не буду. Но если меня отдерут на разборе полетов за вашу хреновую подготовку, пере….(в общем, проучу) так, что мало не покажется».
Так вот о нем. Читал он как пономарь в качестве ответа передовицу из газеты «Правда», которая заканчивалась оптимистично «….И уберем урожай в сжатые сроки». Но на Колину беду, эта фраза была напечатана на обратной стороне страницы. А ему уже все было в облом, тем более переворачивать газету. И он решил закончить своими словами. И закончил: «Уберем урожай в сратые жоки…..». Мда… Материалы Пленума и такое их освещение. Слава Богу, не Сталинские времена, можно поржать. Что и было сделано. Всеми, включая Людоеда, так звали нашего проверяющего за крутой нрав. Минут 10, до икоты.
Продолжение следует.