Комплексный подход.
Как- то у меня, летчика самолета МиГ-17, гарнизон Дубно (Западная Украина), случился перерыв в полетах. Конечно же в ДПМУ, так как носил гордо на груди «курицу» с цифрой «3» (к полетам на оплачиваемый класс только планировался)
Перерыв, так перерыв. Запланировали мне полет на спарке с комэской по Упр №11 «Контр.п-т в зону на слож. пил на ср.Н» (Не для ИБА-шников:контрольный полет в зону на сложный пилотаж). Затем сам на боевом на простой, а потом на сложный пилотаж. Три полетика за смену- хороший план для молодого пилота.
Казалось, ничего сложного. Но на предварительной (лечу с комэской, лучше пере….чем не до….) командир звена, старый пилотяга, весь в ракушках и рубцах от продвижения по карьере (45 лет, капитан и прочая, прочая….) решил «полирануть» мою подготовку перед началом контроля готовности у командира и изрек ряд поучительных примеров из летной практики начиная, от Крякутного и брайтьев Райт, примерно так: «При перерывах..ммм…, всяко бывает. На МиГах при сруливании часто вместо уборки закрылков, выключают двигатель, ммм…» ( И точно, какой умный поставил эти два крана рядом, не было у них такой науки, как авионика, что ли?). И еще пару страшилок в таком же контексте. Потом помолчал и еще добавил парочку насчет штопора, «козления» на посадке и т.д. То есть все то, чем забита память человека героической профессии летчик.
На контроле я четко ответил на комэскинские вопросы (самым страшным ругательством у него было «Мать его за ногу», а так не ругался, хотя мат-перемат впитывается начинающим пилотом с первыми каплями молока стартового завтрака, а дальше идет совершенствование и на уровне комэски-подполковника каждый авиатор- это как доктор филологических наук) и был отпущен попрыгать на травке в кругу семьи до первой смены.
Утречком приехали на аэродром- лепота, Париж с КДП видно.
Дальше все пошло своим чередом: «Запуск-Взлет-Зону занял- Мать его за ногу, что за петля-Шасси выпустил-Подбирай, подбирай….Полосу освободил». Затем короткий разбор «Ну молодец, все нормально, повнимательней, беги на боевой……».
Слетал в зону на простой пилотаж, зарулил на стоянку, побегал за керосинозаправщиком, сам заправил воздухом, перекур без подробностей за отбойником, и та же песня, но уже вверх ногами: мондаворот -петля-полупетля и все остальное, включая бочки-кадушки. Погода- цимус, не облачка, душа поет от хорошо выполненного дела (казалось. бы…)
Гордо коснулся в пределах ВПП, начинаю сруливать и тут вспомнился он- старый перец командир звена со своими нравоучениями. Первая мысль на сруливании: «Подойду после полетов и так невзначай спрошу, что там бывает при перерывах….» А сам вместо крана закрылков …. дергаю стоп-кран….Как только последний нейрон прошел свой путь от кончиков пальцев до того места, где у молодого аса должен по Павлову находиться мозг, он (мозг) неприкрыто восхитился :«Ни хрена себе, ты дал….» А затем уже другой,спинной мозг, отвечающий за рефлексы, дал команду на резкий возврат стоп-крана на место, что бы замести следы. Одновременно, гроза НАТО -самолет МиГ-17, хрюкнув жалистно тормозами, стал где-то между ВПП и ЦЗ.
Дальше картина маслом (не обвиняйте в плагиате, смотрел я этот фильм, не понравился, но фраза убойная) Топливо рванулось заливать все, что было на его пути, залила горячущие камеры сгорания и из сопла повалил белый дым.
На стоянке завизжала «пожарка» (в первый раз увидел, чтоб так быстро реагировала) и подпрыгивая на неровностях грунта, напрямки рванула ко мне. Кинулся и народ служивый, побросав технику. Но впереди всех, и машины и народа, бежал Инженер нашей эскадрильи. Он был маленького роста, обычно взгромождался в начале смены на какой-то стол возле КПИ и оттуда, болтая ногами, успешно руководил подчиненными, слезая с пьедестала только на прием пищи и по другим, не менее важным для организьма делам.
Как-то в лагерях (сидели на грунтовом аэродроме в поле, у нас полосу перекладывали), пропагандист полка устроил после ужина (желудок полный, птички поют, всякие не хорошие мысли в голову лезут после 3-х месяцев активного воздержания, надо чем-то народ занять) концерт по заявкам. От техсостава нашей эскадрильи поступила заявка исполнить для Инженера песню «Парень пашет» (по-моему «Песняры» или еще какие-то белорусы). Песня прошла на ура.
«Пашет» то «пашет», но к самолету он прибежал первый, держа в руке «Огнетушитель пенный ОП-5». Но к этому времени два мозга -спинной и зачатки летно-головного посовещавшись, дали команду закрыть стоп-кран окончательно. Белый дым потихоньку сошел на нет к великой радости горе-пилота и прибежавших поклонников его летного таланта.
РП, наконец очнувшись, увидел, что что-то дымит, протер глаза и убедился в увиденном: «Что, кран дернул?»Затем пообещал прислать тягач и тем самым потерял к этой картине всякий интерес.
Зато жгучий интерес проявил комэска, когда я ему доложил, что на боевом счету эскадрильи есть предпосылка по глупости летчика. Его ответ после предыдущего «молодец» по результатам контрольного полета (см.выше), явился образчиком последовательности и принципиальности: «Говорил же я, мммм ммммм мммм Мать его за ногу…, что тебя выпускать самостоятельно нельзя после одной провозки…..».
Удивило не его стремление задним числом закрыть свое участие в допуске к самостоятельному полету самолюбивого юнца-асюгу, а огромное число любовно отфильтрованных определений, глаголов и существительных, которые так режут ухо субстильным барышням, не стыкуются с подходом Макаренко и Сухомлинского к процессу воспитания и так красиво ложатся на суровую летную действительность. Даже не думал, что он так умеет.
Ну а командир звена? Когда я подошел к нему с гордо опущенной головой, он прорычал что то вроде «…удак, ты бы еще катапультнулся на стоянке для полной убедительности. Сгинь с глаз моих, …ммм…завтра пойдешь дежурным штурманом.». Вот так нас воспитывали.
PS: После разбора полетов, в курилке прошло, говоря современным языком, ток-шоу «Что нужно делать, если дернул стоп-кран на сруливании».
Результат:
-если плавно….плавно…плавно…. вернуть кран на место, то турбина подхватит и зажжужит;
-если выполнить верхнее действо и включить «Запуск в воздухе», то точно зажжужит;
-если ничего не делать, а доложить РП, что перегрел тормоза, поэтому стал, можно даже благодарность схлопотать за грамотные действия. А если еще на стоянке технику самолета потихоньку признаться, что бы он зря воздух не тратил на охлаждение колодок, то можешь получить благодарность от него в виде фуфырька спирта (зимой, когда «старшие» будут облака разгонять на класс).
Вот такой, он, комплексный подход в авиации по методу Макаренко- Сухомлинского.