Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 145257 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктор Парусов

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0

Да,Галина - хорошая идея, чтобы объявить{отправить по почте} то, что когда-либо Вы можете, мои друзья перевести это
для меня, Если Вы имеете фотографии, которые помогут много. Относительно ГСС Маркин Николай Васильевич
Я сомневаюсь, что он был вовлечен в, почти умер в воздушная катастрофа   или вскоре после.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Папку с материалами от Василия Ивановича для Музея я получила во время его встречи с бывшими блокадниками в Доме ветеранов в Санкт-Петербурге, посвящённой приближающемуся Дню Победы. Среди бумаг было несколько благодарственных писем-откликов на его книги, изданные ещё в 1980-х годах.

Ниже фото с той встречи. Это дети войны труженики тыла... Да и их-то осталось мало. На встрече присутсвовали представители Администрации города. Они поют песню "День Победы"...





Извините, за некоторое отступление...

Так вот среди писем я нашла одно, которое заинтересовало меня чрезвычайно, как я сказала выше!!!
И как я только что выяснила у Василия Ивановича, это письмо никогда не было опубликовано! И его материалы не вошли ни в одну книгу!!!

Поэтому сейчас я сочла очень важным, тем более в преддверие Дня Победы опубликовать это письмо от первой до последней буквы. И я очень прошу всех, кто сейчас читает эти строки, наберитесь терпения, прочтите всё письмо. Оно того стоит!!!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Письмо написал
Резник Демид Яковлевич,
во время войны Гв. мл.сержант стрелок-радист самолёта Ил-4
из 1 АЭ 5 Гв.МТАП ЧФ, своему однополчанину
Герою Советского Союза  генерал-майору Авиации
Минакову Василию Ивановичу
в 1985 году после памятной встречи в г.Ленинграде
через 41 год после описываемых событий.


Письмо никогда до сей поры не было опубликовано…


Здравствуйте, Василий Иванович!

После трогательной с Вами встречи через 41 год примите от меня и моей семьи самый искренний и сердечный привет Вам и Вашей семье  с наилучшими пожеланиями в труде и семейном благополучии.

После поездки в Москву, Ленинград, Красноярск дочитал последние страницы Вашей книги «Гневное небо Тавриды» вот решил кое-что написать о себе, т.к. Вы об этом просили.

После окончания школы воздушных стрелков-радистов /39 ошмас – не разб./ меня направили для дальнейшего прохождения службы в 5 ТАП, где был зачислен во 2 АЭ, которая находилась в Бабушерах. Это было в конце декабря 1942 года. Командовал АЭ в то время Дмитрий Михайлович Минчугов.

Это был славный человек. В эскадрилье, как правило, сперва начинают снова учить и переучивать уже сопоставляя с боевой обстановкой. Ведь в школе того нет, что на войне. Вскоре эскадрилью перевели в Гудауты.

Меня впервые послали на задание 2-м стрелком в экипаже Андреева В.В. вместо Зыбкина И.И. Стрелок-радист Хоменко Петя. Вылет должен состояться на торпедный удар. Самолёт вырулил на ВПП, которая уже была готова для взлёта и посадки самолётов. Пошли на взлёт. Скорость где-то порядка 100-120 км. Хвост трубой! Вдруг самолёт стало резко разворачивать вправо, а справа ещё не были убраны рельсы узкоколейки по которой возили гравий и бетон для бетонирования ВПП. Вот с такой скоростью самолёт начал прыгать через рельсы узкоколейки, ухабины. От этих прыжков сперва оторвалась торпеда, заработала на малых оборотах, задымила, но не взорвалась. Затем подломились ноги, и самолёт брюхом пополз до полной остановки. Естественно, винты в бараний рог. Ну и всякие деформации. Самолёт не загорелся, все мы выскочили. Отделались, как говорится, лёгким испугом. Что за причина, на разборе я не был.

Через некоторое время меня перевели в экипаж Беликова 2-м стрелком-радистом вместо Северина, которого отправили с другим экипажем в Красноводск за самолётом из нашего полка, который сделал вынужденную посадку из-за выхода мотора из строя. Северин и /Зыгущ – не разб./ - оба стрелки-радисты – но Северин у Беликова летал 2-м стрелком. Это был дружный слётанный экипаж. Пока отсутствовал Северин, мне в экипаже Беликова пришлось сделать где-то 5-6 вылетов уже без ЧП.

Примерно за 4 дня до трагического случая с экипажем Беликова прилетел Северин из Красноводска и опять стал с экипажем Беликова. Я опять без экипажа.

17 апреля 43 года видимо заболел Петя Хоменко из экипажа Андреева. Меня капитан Грызлов назначает в готовность с торпедой. И вскоре взлёт. Мы – низкие торпедоносцы - с Литвяковым в паре полетели торпедировать корабли. А вперёд нас поднялись в воздух с бомбами самолёты. Но когда подлетели к цели, бомбардировщики уже отбомбились. Но вместо кораблей, как потом стало видно, оказались 2 БДБ и охранение сильное.

Андреев с Литвяковым решили их торпедировать. Погода была скверная. Облачность низкая. Море штормило. Ну, и как всегда, сильный огонь из БДБ и охранения. Конечно, при таком волнении моря – плохая видимость. И маневренность этих юрких посудин. Наши торпеды не поразили цель. При выходе из атаки у Литвякова подбили левый мотор. Он старался, сколько мог, тянуть домой. Но была низкая высота, да, видимо, была и ещё какая-то другая неисправность. Он стал терять высоту. Я запросил Карелина по рации. Он сказал: «Вышел мотор из строя, идём на посадку», - и дал радиограмму на землю. Сели на воду. Экипаж выбросился из самолёта. Но шлюпки ни одной не было. Все плавали на поясах.

Наш командир Андреев В.В. дал мне уазание: «Дай радиограмму всем адресатам открытым текстом». Что я и сделал. Затем на низкой высоте повыбрасывали мы все шлюпки, т.е. ЛАЗ 3 и ЛАЗ 1, а так же бортпаёк. Но всё это падало далеко, ибо в море был ветер и шторм где-то 3-4 балла. Конечно, на поясах в одежде, да, плюс, ледяная вода, они не смогли воспользоваться теми шлюпками. И так погиб замечательный экипаж.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Я опять не летал. Не было экипажа. Через некоторое время в наш полк прибывает несколько экипажей из 119 АП, в том числе и Скробов В.К. со своим экипажем на МБР-2. Экипаж состоял из 3-х человек. А на наших Ил-4 четыре человека. И вот меня назначают 4-м членом 2-м стрелком в экипаж к В.К. Скробову, где я и летал со Скробовым примерно до 20-22 сентября 43 года. Правда 2 раза мне пришлось летать стрелком-радистом с Громовым Борисом, когда его перевели с Северного флота. Потом его назначили, кажись, зам.комэска 2 АЭ, где он и начал обучать молодые экипажи. Об этом Вы описали в своей книге о той трагедии 20-22 сентября (в то время наш экипаж Скробова был переведён из 2-й АЭ в 3-ю АЭ). Нач. штаба АЭ майор Карпов переводит меня во вновь прибывший из 3 АП экипаж Вальцева стрелком-радистом. А  вместо меня Скробову назначают Борисова Александра.

Мы в готовности 2 пары с торпедами. 26 сентября назначается вылет всей дивизией на бомбоудар в Севастополь, в котором был сбит один самолёт Скробова В.К. Вы об этом описали в своей книге «Командиры крылатых линкоров». И вот с сентября 43 года по 12 мая я летал уже всё время стрелком-радистом с Вальцевым.

Наступил час освобождения города-героя Севастополя и изгнания фашистов из Крыма. Наш экипаж начали готовить ночником. Так что в те горячие дни нам приходилось днём летать часто на задания, а ночью, до 1-2 час, ночи учиться быть ночником. Хорошо запомнилось, 9-10 мая мы летали к Херсонесу с торпедами торпедировать там немецкие суда, которых кишма кишело. 11-12 мая мы летали уже на перехват в море.

И вот 12 мая роковой вылет для нашего экипажа. Нас сбили на 2-м вылете. (Вот прошло уже 41 год с тех пор, и мне думается, что это горькая доля выпала нашему последнему сбитому экипажу при освобождении Крыма.)

Я хочу немного дополнить, вернее уточнить. Когда нас подожгли, командир рванул резко самолёт вверх, хотел сбить пламя. Но этого не получилось. Тогда он дал команду приготовиться к посадке на воду, а сам начал открывать фонарь. Его, видимо, заклинило. Он зажал штурвал между колен, а руками начал открывать. Штурвал выскользнул из меж ног, и самолёт пошёл в пике. Каким-то чудом выровнял у воды и начал садиться на воду, т.е. убрал газ, выключил зажигание.

Самолёт при ударе об воду – винты в бараний рог, но он по инерции пошёл по воде. За это время мы смогли выбросить шлюпку и выброситься из самолёта. Самолёт потерял скорость на воде, сразу затонул. При посадке все были, конечно, изрядно побиты. У меня при выходе из атаки было много мелких ранений, то ли осколки от разрывных пуль, то ли осколки от дюраля. Но когда я очутился в солёной и холодной воде, то это были адские боли. Жаловаться было некому.

Наступила гробовая тишина. Никого не видать, не слыхать. Спустя некоторое время, над нами низко пролетают наши боевые друзья, которые ничем не смогут нам помочь. А через несколько минут мы услыхали огромной силы взрыв. Мы так и догадались, что они добили уцелевший транспорт, но взрыва мы не видели, и никаких катеров и самолётов не видели. Потм тройка наших илов развернулись где-то в море ещё раз низко пролетели, помахали на крыльях, простились с нами. Как мы им завидовали! Что ждёт нас неизвестность.

Мы были комсомольцами. И в каждом комсомольском билете у нас лежал портрет И.В.Сталина в маршальской форме. Мы вынули портреты, поцеловали фото и опустили в море. Затем порвали комсомольские билеты и тоже пустили в море, чтоб не попали они врагу в руки, хотя мы не знали, где мы будем. А планы были, чтоб уйти с этой трассы, где днём и ночью шныряют немецкие катера и корабли, а затем добраться на север, т.е. домой. Но перед закатом Солнца на нас наткнулись 2 катера немецкие, шедшие на запад. И вот нас избитых окоченелых подобрали, посадили в носу катера. И тут уже автоматчик, охрана.

13 мая где-то часов в 10 утра привезли в Констанцу. Через 2-3 часа увезли за город, где стояло 4-5 финских бараков, обнесённых в 5-6 рядов колючей проволокой, и много радиоантенн. Ну, думаем про себя, вот здесь нам и всё допросят, и в ящик зароют, как собак. Но через некоторое время в ту комнату, где нас поместили, заходят 2 молодых парня. Сперва поздоровались, дали закурить, начали говорить на плохом русском языке. Не знаю, что за люди, чего хотят. Но начали завидовать нашей судьбе: «Вы будете живы, хотя вам и будет плохо. А вот нас поубивают, ведь война проиграна. Но никому и слова нельзя сказать. Сразу- расстрел. Гитлер сколько уничтожил людей, и хотя мы не виноваты, нам этого не простят за все злодеяния». Вот, про себя думаю, когда вы прозрели.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Затем они нам сказали: «Вас здесь будут допрашивать. Наших офицеров, которые будут допрашивать, их интересует, откуда на карте берётся начало квадрата, с какой точки. И данные по связи. Можете говорить, можете не говорить. Вас пытать не будут. И ничего с вами делать не станут. Затем вас, наверное, отправят в лагерь военнопленных». А вечером эти 2 молодых парня через стенку включили Москву, последние известия, а они были радостными для нас. И они тоже кричали через стенку: «Во, как ваши дают нашим!» - т.е. немцам. 

На следующий день на допрос вызвали командира. Через некоторое время его приводят. Он сказал, что немцев интересует, какие самолёты, моторы, вооружение. Хотя они отлично и сами знали наши самолёты. Затем вызвали штурмана. Их интересовало, откуда на карте штурману дают начальный квадрат. Иван Иванович сказал: «Нам это не известно, т.к. нам пред вылетом дают уже расчерченные и обозначенные квадраты». И аналогично меня спрашивали про шифры связи. Да мы и не знали. Больше нас не вызывали.

А те 2 парня ежедневно, как вечер, так включали у себя радиоприёмник на полную громкость, настроенный на Москву. И наш Левитан передавал новости из Москвы. Вот мы убедились, что эти 2 парня симпатизировали нашей победе над фашизмом. Дня через 4 нас перевезли в г.Фокшаны. А И.И.Лапина почему-то оставили там, в Констанце. О дальнейшей его судьбе мне ничего не известно.

В Фокшанах уже допрашивал один гаупман. Что характерно, кого не допрашивал, всем задавал один вопрос: кто победит, русские или немцы? Причём каждый раз подходил к висевшей на стене карте, где было примерно обозначена красной линией линия фронта. Показывает карандашом на карте: «От линии фронта до Москвы, - говорит он, - расстояние 1 карандаш, - и прикладывает его к карте в сторону Москвы, - От линии фронта до Берлина 2 карандаша», - тоже прикладывает карандаш на карте в сторону Берлина.

Я ему отвечаю, что немцы были у Москвы и смотрели в бинокль на Москву. А сейчас уже стал «один карандаш». А скоро будет наоборот. От Москвы до линии фронта будет «2 карандаша», а до Берлина – «1 карандаш». За это он мне дал одну оплеуху и меня утащили без сознания.

В Фокшанах нас держали уже, наверное, 10-12 дней, точно не помню. Но за это время сюда привозили человек 9-11 наших лётчиков с Пе-2, бостонов и истребителей. Все были сбиты, кто в разведке, кто в воздушных боях. Как потом стало известно, наши войска пошли в наступление, а нас, человек 14, увезли вглубь Румынии, город Бузэу. Там продержали ещё с неделю, или больше, и ещё подвезли сбитых наших советских лётчиков с Пе-2 и штурмовиков. Уже в тот период, когда наши войска пошли в наступление, собрали 19 или 23 человека. Оборудовали скотский вагон одноосный. Меньшую половину по двери перегородили колючей проволокой в два ряда, даже голову в ячейки не просунешь. А внизу был сделан один тоненький лаз, только-только мог пролезть человек, и на запор запирался. А в другой большей половине ехала охрана с автоматами 14 человек и переводчик. Если кому-либо из нас надо было по естественным надобностям, то выводили по одному человеку. В общем о побеге и думать было нечего, хотя у каждого была мечта и планы.

Из Бузэу нас повезли через Будапешт, Австрию, Чехословакию и Польшу в г.Лодзь. Это потом стало известно, когда привезли в лагерь военнопленных лётчиков. Везли нас долго, ибо по дороге по несколько раз бомбили Ж/Д узлы и города американская, а ночью английская авиация. И наш вагон, прицепленый к какому-то товарняку, простаивал по 10-17 часов в сутки. И вот в одно утро наш товарняк прибыл на ст. Товарная Будапешт. Вся Ж/Д станция была забита товарными составами. И среди всех - множество товарных вагонов, и наш вагон с нами грешниками.

Часов в 8 утра переводчик будит меня и ещё одного штурмана из наших же пленных. В сопровождении их автоматчиков повели куда-то за продуктами. Было очень далеко, пока нас довели, пока они получали продукты и на себя, и на нас. Надо кое-как кормить. На нас двоих навалили по мешку буханок с хлебом, ну а сами что-то другое. И вот мы с отдыхами поплелись обратно к товарной станции.

Не доходя примерно с километр, слышим гул, а затем вой и разрывы бомб. В общем до бомбёжки был солнечный ясный день, а во время бомбёжки и ещё после неё долго было темно. Когда немного улеглось и прояснилось, мы вновь двинулись к станции. Правда до нас последние бомбы от захода не долетели метров 30. Мы со штурманом лежали под деревом на земле. А немцы сзади нас попрятались в щель, охраняя нас, чтоб не сбежали.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Когда пришли к вагону, в котором нас везли, то там было 2 или 3 человека из наших ребят и столько же немцев. А остальные, как только начали рваться бомбы, разбежались, и немцы и наши ребята кто-куда. Уже через некоторое время стали и остальные подходить к вагону. Приходит и Саша Короткевич, говорит: «Сашку Вальцева сильно ранило в низ живота осколком бомбы. Он идти не смог, и его куда-то увезли на машине с другими ранеными и убитыми, которых было очень и очень много. И подбирали раненых в больницы, убитых куда-то в морги, - говорит Саша, - наверное, он не выживет».

Вот тогда берёт переводчик меня с собой, и мы пошли искать Сашу Вальцева. Пообходили много дворов, школ, где было много забито ранеными. Осмотрели многие подвалы с убитыми. Так и не нашли, и не опознал я его. Вернулись к вагону уже поздно вечером. А на следующий день наш вагон подцепили к какому-то другому товарняку, и поехали дальше. И вот из 4 человек экипажа Ил-4 привезли в лагерь военнопленных меня и Сашу Короткевича.

И вот потянулись жуткие тягостные голодные дни. В лагере был один лётный состав. И никуда не выводили, за исключением утренней и вечерней поверки, которая длилась часами. Для нас уже не существовало фамилий, а только номера. У меня он, например, был 3898. Вот сколько лет прошло, а этот номер до сих пор видится. Находясь в тяжелейших условиях все люди переносили тяготы мужественно, веря в победу над врагом, ибо она приближалась каждый день. Мы замечали это и на лицах наших врагов, которые нас охраняли. Через некоторое время мы, сидя за проволокой в Лодзи, уже начали слышать отчётливо орудийные раскаты, стали замечать – немцы засуетились. А через день или два нас загрузили в вагоны и увезли вглубь Германии, какой-то небольшой городишко.

Но где нас разместили, был большущий лагерь военнопленных. Это недалеко от Берлина. Хотя наших лётчиков было где-то около 250 человек, точно не знаю, разместили в одном бараке. Но офицеры по комнатам отдельно, а сержанты отдельно. Такой уж немецкий порядок. И конечно усиленная охрана. Больше, кроме наших лётчиков, никого не было. Какая судьба бедных лёдей постигла, неизвестно. Мы так уж не знали, что ждёт и нас.

Уже глубокой осенью ко мне подходит один из офицеров, наших ребят и спрашивает меня: «Как ты, Дмитрий, смотришь на счёт того, чтоб бежать?» Я, не задумываясь, сразу сказал: «А кто не хочет быть на воле, на свободе и снова быть полезным своей Родине и бить врага?!» Тогда мне этот наш офицер сказал: «Под твоей нарой в полу прорезана дыра. Люди будут делать подкоп. Вы же, кто живёт с тобой в комнате, должны весь день вертеться на улице на глазах у немцев, чтобы не было подозрений», - что мы и делали. Ну, а кто копал, и когда копали, мы никто не знали.

И вот однажды пошёл сильный продолжительный дождь. В одном месте на месте подкопа земля сильно просела немцы сразу заметили, стали шнырить по комнатам, смотреть. Откуда вёлся подкоп, они не обнаружили. Тогда немцы раскопали то место, где получился обвал, и полезли по подкопу под барак. Ну, и конечно под мою нару. Ну, конечно – ко мне с кулаками: «Кто копал?!» Я объяснил, что я не мог знать, я болел, у меня были чирьи на теле, на лице. Это всё от моря, от простуды. Да и голова у меня сильно болела, т.к. во время падения в море я вдобавок к ранениям ещё сильно зашиб голову.

Немцы убедились, что я это делать не мог. Да и другие ребята тоже пытались убедить. Но как мы немцев ни убеждали, а в нашей комнате забили двери, но сначала поставили парашу и у дверей выставили часового, который стоял круглосуточно. В общем 7 дней нам никому из комнаты не давали ни пить, ни есть. На седьмой день открыли комнату. Мы уже лежали без движения. Губы потрескались от жажды. Пить! Не говоря уже о еде. Сперва нам дали немного поесть баланды и немного попить воды. Затем заходит комендант лагеря немец, и снова вопрос: «Кто копал?!» Мы ответили: «Господин комендант, честное слово, мы не знаем!» И снова за ним закрылась дверь. Опять заколотили дверь. И снова часовой у двери. И так ещё 3 дня. Ну, мы думали, что всё, решили заморить голодом. Через 3 дня нас с заперти выпустили. А через день, кажись, во время поверки объявили, что нас наказали за подкоп, за порчу немецкого имущества - 10 суток строгого карцера.

Через несколько дней часть из нашей комнаты, человек 6, приехали какие-то немцы и увезли, и привезли в концлагерь. Это мы уже узнали потом, гор. Барт на берегу Балтийского моря. Лагерь небольшой, как правило, обнесён колючей проволокой в 5 рядов. А с внутренней стороны ещё ряд проводов под током. Здесь уже надёжно. Никуда не убежишь. Полосатая форма, деревянные колодки. Хотя и в том лагере все военнопленные ходили в этих колодках.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
И так мы просидели до 30 апреля 45 года, пока нас не освободили части 2-го Белорусского фронта. После соответствующей проверки меня зачислили вновь для дальнейшего прохождения военной службы. Поскольку война кончилась, а у меня гражданская специальность шофёр, то я попал в авторемонтный батальон 65 армии. Мы ремонтировали автомашины, а затем отправляли их в народное хозяйство.

В августе 46 года был демобилизован по указу в 3-ю очередь. Родных нигде нет. Я поехал с товарищем в Красноярский край, устроился на работу в совхоз, где проработал в этом совхозе Таёжный до 1969 года. В 1958 году вступил в ряды КПСС, где и сейчас состою членом Ленинской партии. В 1969 году по состоянию здоровья пришлось переехать в Среднюю Азию, где и сейчас живу.

Когда я жил в Краснодарском крае и работал в совхозе Таёжный, я в последние годы работал там инженером по технике безопасности. Бывал делегатом окружной профсоюзной конференции. Да и так приходилось часто бывать в командировках в Норильске. А связь Красноярск – Норильск в основном – самолёт, ну, и конечно Енисей. Так  вот мне бессчётно раз приходилось летать на самолёте в Норильск, и я не знал, что в аэропорту работает руководителем полётов В.В.Андреев. Узнал в 1980 году. А в 1981 году поехал к сыну в гости, он у меня живёт в Красноярске. Я его разыскал, т.е. В.В.Андреева. Но встреча была очень корткая у трапа самолёта, где-то минут 20 поговорили, и я улетел во Фрунзе. В 1982 году В.В. умер от разрыва сердца прямо на дороге, не доходя двух домов до своей квартиры. И так я больше не увидел того самого боевого товарища, с кем мне впервые приходилось подниматься на битву с врагом.

Благодаря В.К.Скробову, я восстановил связь с нашим комиссаром П.В.Карповым и гостил у него в 1984 году, когда ездил на праздник освобождения Севастополя. Вот и посчастливилось уже через 41 год встретиться с Вами.

Василий Иванович!
Большое спасибо за Ваше душевное отношение ко мне! Огромное спасибо Вам за Ваш труд, что Вы описываете жизнь нашего полка, под Знаменем которого нам с Вами приходилось сражаться с ненавистным нашему народу фашизмом. В годы войны нам пришлось много пережить, и каждому из нас по-разному. Но мы победили и честно переживали невзгоды войны. Очень жаль, что не пришлось повидаться с Локтюхиным. Получите моё повествование, хоть по телефону передайте большой ему привет, его семье.

В заключение ещё раз примите большой от меня и моей семьи привет. Желаю Вам и Вашей семье всего-всего хорошего. С уважением крепко обнимаю Д.Я. 6 июня 1985г.

Посылаю 2 фото. Это самое дорогое для меня, что Вы пожелали сделать сделать память во время нашей встречи.

PS
Василий Иванович, когда меня водил немец переводчик, разыскивали Сашу Вальцева, не знаю, он сказал, или врач, но сказал следующее: сначала русских лётчиков, когда сбивали у фронта, то их оттуда отправляли самолётами вглубь Германии в лагеря.

Но однажды произошёл такой случай. Везли на Ю-52 8 человек с охраной вглубь Германии. И среди них был один майор Герой Советского Союза Маркин. Они в воздухе обезоружили охрану и перебили их, а лётчикам приказали лететь курс 900, т.е. на Восток. Лётчики немного не долетая до линии фронта перекрыли горючее и самолёт сел на лес. Он не загорелся, но все, кто был в самолёте, все были сильно побиты. А когда подбежали немцы на передовой, конечно, кого-куда. Русских тут же судил полевой немецкий суд, и всех расстреляли. А Геринг издал потом приказ, чтоб на самолётах больше не отправляли русских лётчиков.

Не знаю, правда это, или нет. Но я Вам это пишу, Василий Иванович, потому что Вы всегда хотите, чтобы люди знали правду. Поинтересуйтесь, был ли такой майор Маркин Герой Советского Союза. И если «да», то пусть люди знают, как он и погиб, как Герой! И мне очень бы хотелось знать о правдивости того случая, о котором поведал мне немец переводчик.

С уважением /подпись Резник/
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Письмо описывает, к сожалению, в общем рядовой случай. Но уникально оно тем, что написано хорошим языком и с мельчайшими подробностями, из которых проясняется судьба нескольких человек, о которой по крайней мере широкой публике и даже исследователям было ничего не известно!!!


На фото Резник Демид Яковлевич с внучкой рядом с Василием Ивановичем Минаковым.
во время посещения Ленинграда в 1985 году.

Но что меня поразило, когда я спросила Василия Ивановича, помнит ли он Вальцева, Ляпина, Резника, Василий Иванович назвал даже точную дату, когда экипаж Вальцева был сбит... Хотя письмо это он, наверняка, давным давно не перечитывал. Невероятно!

Теперь надо сделать несколько ремарок:

1. Экипаж самолёта Ил-4 из 1 АЭ 5 Гв.МТАП ЧФ был сбит 12 мая 1944 года над Севастополем и упал в море.

Состав экипажа:

Командир Вальцев Александр Иванович, 1922 г. р. Ленинградская область, д. Журавки. Гвардии младший лейтенант.

Штурман Ляпин Иван Урбанович

Стрелки:

Резник Демид Яковлевич, 1920 г. Луганская область, Евсугский район, с. Шуликовка. Гвардии Младший сержант.
Короткевич Александр Федорович, 1921 г. р. Винницкая область, Погребищенский район, м. Погребище. Призван Херсонским РВК. Гвардии Младший сержант.

Экипаж Вальцева, в который был переведён Резник прибыл в 5 МТАП из 3 АП. Вероятно, и Ляпин оттуда же.

О судьбе Ляпина не удалось найти совершенно ничего!

На Вальцева Карточки убитого не нашлось. Но есть сведения из донесений о боевых потерях. Из которых известно, что он был награждён Орденом Боевого Красного знамени и орденом Александра Невского!



Резник был награждён медалью за отвагу.



На Короткевича нашлась карточка



Но совершенно ничего не ясно о его судьбе. Из письма Резника не ясно, где их развела судьба. Вероятно, это был предпоследний лагерь, откуда в последний лагерь в Барт перевели только 6 человек. Что произошло с Короткевичем, не понятно. 

Из письма более или менее проясняется судьба лётчика Вальцева. Лежит наш Гвардии младший лейтенант безымянным в одной из братских могил в Будапеште.

Ну и самая интригующая новость о ГСС Маркине!

О ком речь, с уверенностью сказать нельзя. Но из трёх Героев Советского Союза единственный Маркин, кто подходит, это Маркин Николай Васильевич. Но он был старшим лейтенантом. Впрочем, звание могли перепутать при переводах с немецкого на русский и просто перепутать. Надо понимать условия, при которых Резнику сообщили эту информацию, и сколько прошло лет.



Если эта информация от Резника верна, то зам.ком АЭ 274 ИАП ст.лейт. Маркин не вернулся с боевого задания 27.09.1943г., но не сразу погиб, а попал в плен, но жизнь завершил геройски!

Этот случай требует проверки. Т.к. подобная информация позволяет пролить свет и на судьбы других людей, кто был с ним рядом, но до выяснения судьбы которых просто не "доходили руки".

И уж ради завершения картины, я проверила, был ли какой-нибудь ещё лётчик майор Маркин. Обнаружила!

Маркин Николай Андреевич адъютант из 1 АЭ 36 АП ВВС ЧФ! Был награждён Красной Звездой и Боевого красного Знамени.

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/864-0000001-1359/00000504.jpg&id=76770544&id=76770544&id1=accdfd65458db638058fef4e1e0526db

Был сбит 31.01.1944, но остался жив, а погиб он в 1944 году 10 декабря уже на Северном флоте, к сожалению, от банального отравления метиловым спиртом. Служил в должности старшего офицера по оперативной части в Ваенге.   

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/0787-0000002-0148/00000102.jpg&id=77439637&id=77439637&id1=04ed4e1d1fe96eb4555a12bf9b0d9675

И речь идёт о Маркине, штурмане комдива Токарева! Они были сбиты над Евпаторией 30.01.1944 года! Токарев погиб, а Маркин попал в плен.

Я очень прошу всех, кому интересна эта информация, и кто найдёт ещё уточняющие сведения об этих людях, сообщите нам, пожалуйста!

* исправлено
« Крайнее редактирование: 06 Июль 2012, 19:18 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Алекс, я понимаю общий смысл сказанного.  %6

Давайте попробуем разобраться поэтапно. С экипажем Вальцева более, или менее, но понятно. Прежде, чем дальше их ворошить, попробую поискать в Архиве в Гатчине. А вдруг там есть на них что-то, что нам поможет?! Но это позже.

Давайте откроем "Дело" на ГСС Маркина!

И первое, что надо выяснить, это следующее: издавал ли Геринг приказ о том, чтобы русских пленных лётчиков не траспортировать в Германию самолётами?!
Такой приказ не мог быть издан ранее, чем 27.09.1943г. Это дата, когда сбили Маркина. Если верить тому, что узнал Резник от переводчика. Был ли такой приказ?

Вот это нужно выяснить в первую очередь. Если такой приказ существует, а тем более сохранились и какие-то обоснования приказа, то многое станет ясным!

ГСС Маркин из 274 ИАП, которого я "подозреваю" в причастности к этой истории, был сбит 27.09.1943г. западнее Большого Токмака. Большой Токмак - это городок и железнодорожная станция на Украине.

http://wikimapia.org/#lat=47.2340161&lon=35.7183015&z=15&l=1&m=b&v=8&search=Большой%20Токмак

Подсказали:
Ляпин Иван Урбанович
Дата рождения    31.12.1922
Место рождения    Сталинградская обл., Словлинский
Последнее место службы    5 Гв. мин.-торп. ав. полк
Воинское звание    мл. лейтенант
Лагерный номер    3947
Дата пленения    12.05.1944
Место пленения    Черное море
Лагерь    в/пл. Луфтваффе 2

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=523485#p523485

На ОБД я тоже теперь нашла документы.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/25/250020.jpg&id=272013596&id=272013596&id1=a88a29171e60f35a353434fba0467d1c

Но, однако, пока не понятно, что с ним произошло дальше?

Кстати, в рукописи Резник сказал, что в лагере к нему обращались по имени Дмитрий. Дмитрий, а не Демид!

Может, как-то можно посмотреть по дате пленения?! Кого в тот день ещё взяли? Тогда бы и выяснилось, кто там как представился немцам?

Но это не всё!

Хотя у меня есть сомнения, что история произошла именно с ГСС Маркиным и была именно такая, как её описывает Резник. Но что-то было... Если бы Резнику о геройствах советского лётчика поведали военнопленные, то я бы сильно сомневалась и списала бы это на легенду для поддержания мужества и духа пленных. Но Резнику историю рассказали немцы! Стало быть, надо всё же проверить. А из всех Маркиных офицеров подходит только он, ГСС Маркин Николай Васильевич!

Итак, мы тут устроили "Совет в Филях".

Полной уверенности в том, что героем события был именно ГСС Маркин пока нет. Но я прикинула и решила, что такое не рядовое событие, как угон самолёта, вернее попытка угона военнопленными, не могла не оказаться в немецких сводках! Транспортировать их бомбардировщиками, или истребителями не могли. Стало быть военнопленных могли транспортировать только транспортными, или пассажирскими самолётами!

Маркина сбили над Токмаком. И тут генерал Сокерин напомнил, что в Токмаке был большой аэродром уже во время войны! И мы выяснили, что там стояло несколько немецких частей, но и румынских тоже! Большой Токмак отбили у немцев в октябре-ноябре 1943 г. Но Маркина пленили ещё в сентябре. Стало быть по времени противоречий нет!

И тогда мы с Василием стали это дело раскручивать. И он нашёл, что в Токмаке стояли, кроме истребителей и бомбёров транспортники и немецкие и румынские!!!

Цитировать
были там и румынская эскадрилья на транспортных SM-81 и транспортная эскадрилья немцев на ю-52, плюс дополнительно прибывали ю-52

TG 2 - немцы

Tr.staffel 4 - это румыны

Ну что, товарищи следопыты?!  %3  %3 %3

Делайте, что хотите. Но ищите! Найдите сводки происшествий в частях немецких и румынских транспортников, стоявших на Токмаке, или с самолётами оттуда убывавшими в период (всего-то!) за сентябрь - октябрь 1943 года. %66 %56   

Тогда будет вам и угон, будут и герои угона. И мы уже, наконец, может, выясним судьбу Героя!
« Крайнее редактирование: 06 Июль 2012, 19:14 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2983
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
  Подвиг, - побег путём захвата с-та "Heinkel " He-111 с девятью пленниками...
 Девятаеву Михаилу Петровичу - 12 лет не верила система в его подвиг, и спасение
 военнопленных.... Наконец-то дали ГСС за преданность и верность Родине...

         1.  <a href="http://www.youtube.com/v/204P2wMzm2E?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&amp;amp;rel=0&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowFullScreen&quot; value=&quot;true&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowscriptaccess&quot; value=&quot;always&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;embed src=&quot;http://www.youtube.com/v/204P2wMzm2E?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&amp;amp;rel=0&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;420&quot; height=&quot;315&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/204P2wMzm2E?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&amp;amp;rel=0&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowFullScreen&quot; value=&quot;true&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowscriptaccess&quot; value=&quot;always&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;embed src=&quot;http://www.youtube.com/v/204P2wMzm2E?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&amp;amp;rel=0&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;420&quot; height=&quot;315&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;</a>

        2. http://www.youtube.com/watch?v=_8MK8xepBYU&feature=relmfu

        3. http://www.youtube.com/watch?v=RbZX7mi0WX8&feature=relmfu

  А что произошло с теми девятью, которых он спас, вывез...?! Мы знаем что с ними,
 и где они похоронены...? Вспомните полёт на Токио... Один экипаж еле -еле дотянул
 до нас - союзников... Которые,.... целый год думали, что с ними делать... Хорошо, что
 посольство США вмешалось плотно в этот момент... Вайснер, который вывозил евреев...
 последние годы следы ведуд в Москву.... Думал помогут...  Помогли...

  Я за наш народ, который выстоял и победил, а не за подковёрные должностные архивные игры...
  Партизаны со времён Мамая, Наполеона, Гитлера - без руководства отлично себя проявили
  отдельными спецгруппами в тылу врага... Англичане этот метод поняли и переняли в SIS.
  онаже ( MI6)...   Удачи, Виктор Парусов... или, судя по мисьму, это "она"...

  Как народ-солдат-победитель радовался на Эльбе... обнимался, целовался... и как их,
  хитрожопые толстосумы, жополизы политики разделили.... И сделали врагами....
  Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) — принцип государственной власти, к которому
 часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и
 согласно которому лучший метод управления таким государством — разжигание вражды
 между его частями.
« Крайнее редактирование: 04 Май 2012, 05:22 от Слай »

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Цитировать
I don’t think that if Markin tried to hijack a plane back to
Soviet area and later on be executed , that would remain hidden
for 70 years , especially that he held the title  Hero of  USSR  .

There are more things in heaven and earth, Horatio,
Than are dreamt of in your philosophy.

                                      W. Shakespeare, Hamlet

Россия - это такая Страна, в которой "терялись" целые армии!.. ©     :D  :D  :D  O:-)

Вот ты говорил, что я умею делать чудеса. Но я много раз боролась со смертью, и только один раз мне удалось реально отсрочить её приход примерно на год. Смерть нельзя победить. Но можно победить забвение! Даже тогда, когда даже имя стёрлось на мраморной плите.   

Поэтому надо тщательно проверить все и любые инциденты в период сентябрь-октябрь 1943 г. в этом регионе, связанные с транспортной авиацией, и, может быть, с санитарной авиацией тоже.  %6


Схема высотного торпедометания пятёркой самолётов.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Виктор Парусов

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0
Галина, я думаю, Вы делаете хорошую работу для ветеранов, и Ваша работа, тема активна.
В моем длительном историческом исследовании о русских и американцах я обнаружил, что некоторые
 случаи можно долго исследовать, а некоторые - невозможно из-за недостатка информации. Вот почему
 случай с Маркиным не многообещающий. Пожалуйста, имейте в виду, что я иногда использую переводчик
на русский язык и получаются очень странные для слуха русскоязычного человека автоматические переводы.
 Если на этом форуме есть ветераны войны и члены их семей, то я хочу их поздравить с наступающим Днем Победы!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Алекс, это издержки автопереводчика. Я про транспортную эскадру №81 не говорила!

На то время на Токмак базировались транспортные эскадры:

TG 2 - это немцы

Tr.staffel 4 - это румыны


Немножко отвлечёмся от войны!  %6

Современный вид аэродрома Саки


Взято тут: http://s52.radikal.ru/i135/0911/96/c95f73ec0c8b.jpg

А вот тут несколько свежайших снимков гарнизона и кладбища:
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=30788&page=2373



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Виктор Парусов

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0
могло я спрашивать Вас от какой источник Вы
услышанный, что Румыны имели Транспорт
Эскадрон оборудовал S-81, который базировался в
Большой Tokmak в 1943? Я не знакомый с
любой Транспортный Эскадрон названия Румынов
4-ый транспорт sqd. Румыны работали
следующий транспортный Скд

    Escadrila 105
    Escadrila 106
    Escadrila 107
    Escadrila 108
    Escadrila 109
    Escadrila 110


Также пожалуйста назовите источник относительно факта этим
то, что Румыны имели в 1943 транспорт sqd
в Bolschoi Tokmak

Алекс К

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Я поняла вопрос.  %4

Скажу честно, я этой информацией не владею. Но есть люди, кто, как и мы, заинтересованы разобраться в этой истории. И мы тут советуемся.

Есть такая книга:
   
Dragons on Bird Wings #1 Soviet VVS WWII Unit History
http://www.ebay.com/itm/Dragons-Bird-Wings-1-Soviet-VVS-WWII-Unit-History-/360204998062?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item53dde415ae

Это очень хорошая книга, как говорят специалисты. Авторы занимаются материалами по частям 3-го истребительного корпуса наших ВВС. И занимаются очень плотно!

Частично она публиковалась
http://www.airpages.ru/ru/yakbp1.shtml

Из Журнала "Авиация и Время № 2 2005 года" /Владислав Антипов, Игорь Уткин/

Алекс, посмотрите ещё вот тут
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Transportgeschwader/Transportgeschwader4.htm

На счёт румын в Tr.staffel 4, это было наше предположение. Очень может быть, что не совсем верное. Информации у нас маловато. И здесь Вам лучше знать! 

Но есть такая информация, что на Токмаке румынские самолёты с экипажами в это время всё-таки работали в составе Tr.staffel 4 совместно с немцами. Это надо проверить.

Советские войска наступали. И уже в октябре-ноябре 1943 года освобождили эти регионы. Надо было срочно вывозить большое количество войск из района. И в операциях по эвакуации своих частей участвовали не только немцы, но и румыны и итальянцы. Это была большая неразбериха. Как обычно при срочной переброске больших количеств войск. Так же не исключено, что на Токмак летали румыны, которые базировались на других ближайших аэродромах этого региона.

Главный мой посыл был в том, что надо проверить все лётные инциденты за период с сентября по октябрь 1943 года, происходившие в этом районе не только с немецкими, но и с румынскими транспортными самолётами. На всякий случай.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта