Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.  (Прочитано 172849 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #180 : 27 Февраль 2011, 18:15 »


Сегодня умер Командующий Морской Авиацией
Балтийского флота с 1984 по 1990 г.г.
Гончаров Пётр Иванович...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #181 : 27 Февраль 2011, 18:24 »


Командующие Авиацией Балтийского флота (до реформы).






Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #182 : 28 Февраль 2011, 03:10 »
Светлая память Петру Ивановичу Гончарову. Соболезнования его родным и близким...

Не може не вызвать удивление очень специфический подбор командующих ВВС Балтийского флота (в смысле представленных в портретной галерее штаба ВВС БФ).
По логики ее создателей у ВВС БФ ранее октября 1939г. (когда был назначен Ермаченко) истории и руководителей не было? Кроме того, с 1946г. по 1956г. на Балтике существовали два самостоятельных авиационных объединения ВВС 4-го и ВВС 8-го ВМФ. Каждое объединение имело своего командующего. Так вот руководители ВВС 8-го ВМФ напрочь отсутствуют.
Таким образом, даже по скромным подсчетам, в галерее отсутствуют фамилии порядка 25 военачальников, руководивших Авиацией Балтики с сентября 1914!
С уважением, Павел.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #183 : 28 Февраль 2011, 23:34 »
Павел, я догадывалась, что Вы скажете примерно так.
И очень бы хотела просить, если возможно, разместить полный список по имеющимся у Вас данным.  O:-)  %6

К великому сожалению, и эту портретную галерею удалось создать незадолго до развала. А теперь здание Штаба МА пустили с молотка, Командование впихнули в похожие на комнаты в общаге помещения при Штабе Флота (фотки были ранее). А галерея перемещена в тёмный коридор. И не факт, что и эти скромные помещения не будут отняты.

ДКБФ любит вспоминать, что он Дважды Краснознамённый, но почему-то скромно "забывает" о заслугах своих ВВС, что именно Морская Авиация уничтожила более половины кораблей и судов противника из числа общих потерь на Балтийском море во время ВОВ!

А это вот бравурный видеоочерк "Звезды" о наших истребителях, что от них осталось...
http://www.zvezdasport.ru/news/forces/content/kaliningradskie_letchiki_otrabotali_vysshiy_1702.html

Цитировать
В Калининграде летчики истребительной эскадрильи усовершенствовали свои пилотные навыки. Темное время суток и сложные метеоусловия не стали помехой для боевого дежурства опытных авиаторов. Сегодня в бой идут одни «старики». Первая группа - командир эскадрильи, его заместитель и командир звена – все опытные летчики. Но даже воздушных асов эмоции переполняют каждый раз после полета.

Типо: "От нас почти ничего не осталось, но и этого хватает! Зато как летаем! В бой идут одни старики!"  :-X  :'( :'( :'(



Держитесь, Балтийцы! Удачи вам, ребята!  %4  %6
Жаль только, мало осталось от прославленной Морской Авиации Дважды Краснознамённого Балтийского флота...

Ах да теперь и флот, то ли существует, то ли нет?! ...  %7




А это вот вертолёт Ка-27 осуществляет висение "Над бездной".
Фото С.Никитенко из архивного альбома В.А.Шубина, полковника 78 окплвп.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Четыре полковника - по штуке на посадку или как не надо поступать современным летчикам...                                                                                                                                                                    
                                                   А теперь ,дети, повторим слова, которые 
                                                  не надо говорить ...

      В конце 60-х годов летчиков стране катастрофически не хватало, в результате нас вместо осени выпустили с Оренбургского ВВАУЛ весной 1969 года без лётной практики, а весь наш выпуск получил название "абортники"... По прибытии в 51 Таллинский минно-торпедный полк, что базировался на аэродроме Храброво под Калининградом за наше обучение как лётчиков взялись так, как нам и не снилось в самых смелых мечтах.   Начать с того, что прийдя в полк на уже освоенную нами в училище авиационную технику, а именно фронтовой бомбардировщик ИЛ-28, нам дали вывозную программу перед самостоятельным вылетом в полтора-два раза больше, чем мы вылетали в училище. Но принципиальная разница заключалаь в том, что с самого первого вывозного полёта мы взлетали с закрытыми с трёх сторон шторками (слева, справа, сверху), а переднюю закрывали сразу после уборки шасси на высоте 15 -20 метров.. Так выполнялся весь полёт, и самое раннее, когда инструктор имел право открыть шторку - это над Ближней приводной или позже.  Т.е. заходить на посадку нас научили применительно к сложной Балтийской погоде и тому уровню боеготовности, который требовала обстановка "холодной войны" в то время. 

      Второе, чему научили - это расчёту на посадку. По нормативам КБП оценка "отлично" выставлялась при посадке + - 50 метров от посадочного  "Т". Если перелетал ещё 20 метров в сторону увеличения, драли как "Сидорову козу"  и давали дополнительные контрольные полёты. Мы понимали, что при полосе 2000 метров и частых дождях на Балтике по другому нельзя.

     Не буду описывать остальные "ньюансы" этой лётной науки...Главное, благодаря мудрости и смелости командира полка полковника Ермакова Дорофея Самсоновича боевой 1 -ый класс мы получили старшими лейтенантами. Это было настолько быстро и непривычно, что полковник Игорь Кучеровский, командир Чкаловского полка на ТУ-22р, увидев нас с другом Геной Напёрстковым, жалостливо спросил: "Пацаны, вы такие молодые, за что вас с капитанов уже расжаловали?" и никак не мог поверить, что мы просто до этого звания ещё не доросли. Для сравнения, наши однокашники в Риге на аэродроие Скультэ одновременно с нами получили только 2-ой класс, а 1-ый лишь через 1,5 года. Потом наш полк "успешно" разогнали, оставив отдельную эскадрилью, основное назначение которой было готовить быстро лётные кадры на современные типы самолётов, выполняя при этом полёты на обеспечение Боевой подготовки кораблей флота.

     Этот случай произошёл, когда я  ещё был рядовым лётчиком, имел 2-ой класс, но летал уже по уровню 1-го. Эскадрилья полным составом готовилась перелетать на грунтовый аэродром Обрику, что в Эстонии, специально чтобы восстановить все допуска при минимуме погоды после летнего перерыва и продолжить подготовку на класс... В день отлёта пришёл приказ Командующего: "Оставить один экипаж для обеспечения ракетных стрельб кораблей флота..." Командир эскадрильи подполковник Владимир Стефанович Кондрашов тут же на 40 минут "сгустил тучи", сделав ради меня "генеральский минимум", слетавл со мной два полёта под шторкой, не дал даже оттренироваться, записал в книжку допуск 150 на 1,5, и эскадрилья улетела... Поверьте, выбор пал на меня, не потому что я был самый "крутой" лётчик, ребята летали и лучше, но кого-то надо было оставить.

     В общем, 10 дней мой лётный и технический  экипаж исправно с утра приходил на службу, чтобы выполнить 2-3 вылета на обеспечение ракетных стрельб кораблей флота, и всё это время  стоял минимум или ниже, и ни о каких полётах не могло быть и речи, т.к. для пуска пикирующих мишений ПМ-6г, имитирующих полёт крылатой ракеты нужна была погода 500 метров нижний край облачности и видимость не менее 5 км. Целый день мы торчали на аэродроме, а вечером "несолоно хлебавши" топали домой, чтобы с утра повторить всё снова. Прогноз погоды на всю неделю меняться не собирался, а в это время эскадрилья на грунтовом аэродроме летала во всю при минимуме погоды, и такая меня "жаба" задавила... летать-то охота... Думаю, надо же что-то делать...

   И тут я увидел полковника Воскресенского - командира транспортного полка, который дислоцировался тоже на нашем аэродроме.  Воскресенский также  был  начальником  нашего авиационного гарнизона. Решение созрело мгновенно. С  воплем: " тов. полковник,помогите выполнить приказ Командующего..." я подскочил к нему и сбивчивчиво изложил ситуацию, что, если я на этой неделе не слетаю, у меня выйдет допуск, и я не смогу выполнить приказ Комадующего по обеспечению ракетных стрельб кораблей флота... В итоге  флот потеряет БГ, а тогда последствия для страны нередсказуемы... Полковнику Воскресенскому так понравилось моё радение за интересы флота, что он чуть не объявил мне благодарность, и только спешка помешала ему это сделать. Но своему заму подполковнику Новикову, который стоял рядом, он бросил фразу: "Дашь ему, что попросит...", после чего сел в АН-26 и улетел на Военный Совет в Быхов. (кто не знает - это в Белоруссии).

      Утро началось как обычно - стоит туман, мы ждём погоды, грея спины  в штабе, техники на стоянке, самолёт к вылету готов, только консольные баки не заправлены. Пол дня прошло, туман стал расходиться, смотрю,  ЛИ-2 взлетел на разведку погоды, "Ага, думаю, транспортный полк готовится на полёты.Надо пытать счастья...сейчас или никогда..." Тем более, что я видел, погода разошлась как раз по моему допуску 150 на 1,5. Быстро сгоняли экипажем  в гарнизон на обед и минуты за три до предполётных указаний я добрался до  КДП, где эти указания обычно и давали в специально отведённом для этого классе. Подполковник Новиков сидел перед всеми за центральным столом. Я подскочил к нему со словами: "Командир полка вчера Вам дал команду дать мне полетать..." Чего ты хочешь? спросил Новиков. "Четыре полёта по БК днём" Он тут же  простым карандашом зарисовал эти полёты и указания начались... После их окончания я попытался уточнить время моего взлёта, но Новиков бросил мне фразу: "Запросишься через час - полтора после разлёта, не раньше..." и пошёл наверх КДП руководить полётами.

       Около часа мой экипаж резался в штабе в домино, четвёртым взяли дневального матроса, а через 1 час 10 минут я запросил у РП разрешения на запуск двигателей. "Через 10 минут " прозвучала команда РП.  Согласно команде запустил двигатели, рулю по стоянке, слева и справа транспортные самолёты стоят с экипажами. Я со всеми раскланиваюсь, как" клоун в цирке" - именно так у меня тогда мысль и промелькнула. (Все ж знакомые, не поздороваться невежливо будет, опять гордость распирает "Я тоже Орёл и летать могу). В общем, пока рулил, не обратил внимания, что погода - то изменилась. А вырулил на полосу и ахнул: "Полоса длиной 2000 меторов, КДП посредине, а  я этого КДП не вижу, т.е. видимость менее 1000 метров... и хорошо менее, а у меня - то по допуску надо видимость 1,5 километра. Т.е по всем лётным законам я сейчас должен проехать по полосе и зарулить на стоянку. Но РП молчит.  Я тут же представил себе картину, как будут надо мной "ржать" транспортные лётчики, мол, выезжал на полосу, как" Орёл", а улепётывал с неё как "Курица". И дальше я сам поразился своей наглости. "351, осмотр по карте, прошу взлёт". И как ни странно подполковник Новиков мне этот взлёт разрешает. Не то он мой допуск не записал, не то у него принцип такой: "Раз лётчик просит, надо дать..." В общем, сказал себе: "Эх, была, не была..." РУДы на максимал и вперёд.

      После отрыва метрах на 80 - 100 вошёл в облака. Да, при такой погоде я ещё не летал. Сразу вспомнились  слова моего  первого Комэски Юрия Романовича Стропилова, который в полёте нам часто повторял одну и ту же фразу: "Лётчик может быть напряжён только до третьего разворота, а потом чем сложнее условия, тем он спокойнее". У меня как - то все чувства сразу обострились и пришло именно такое состояние - полного злого спокойствия.

     Сразу скажу, что ни до этих полётов, ни после я никогда так собранно не пилотировал, а полетать пришлось потом  много, на  7 -и освоенных типах официально от сверхзвукового ТУ-22м2,3 до корабельного вертолёта КА-27 и ещё 15 типов довелось попилотировать неофициально... В общем, выхожу на посадочный курс, мелькнула мысль: " Ну, а теперь, как лук из пращи"  снижаюсь по глиссаде, всё  без отклонений. вываливаюсь с облаков, взгляд сразу цепляется за столбы. Ну а дальше - это уже "семечки" - они меня приводят к полосе. Прибираю обороты, произвожу мягкую посадку, расчёт 250 метров, что на оценку "отлично". Сруливаю с полосы, жду команду РП: "...Вам по погоде на стоянку"... Но Новиков молчит. Я скорее опять на предварительный, пока РП не передумал. Теперь уже на рулении  не кланяюсь, не до этого. Делаю второй полёт, опять РП посадки даёт через каждый километр: "На курсе, на глиссаде..." Расчёт на посадку также 250 метров. Далее по всем законам для ИЛ-28, после двух полётов надо заруливать на стоянку для заправки. Тем более, что я выполняю полёты на модификации ИЛ-28р, на котором заправка на 1 тонну меньше, т.к. по кругам консольные баки не заправляют. Но я понимаю, что в любой момент "халява" может кончиться. И  не заруливая, делаю ещё два полёта, хотя после четвёртого полёта, случись уходить на запасной аэродром, топлива уже бы не хватило. Причём, опять ни одного отклонения по  курсу и глиссаде, и все расчёты также 250 метров. Я, думаю, лётчики меня поймут, чтобы четыре раза посадить самолёт на скорости около 200 км/час в одно и то же место надо " постараться". 

     После этого я так обнаглел и уверовал в собственной лётной непогрешимости, что при сруливании с полосы сказал Новикову, старому седому подполковнику, который мне в отцы годился: "Ночью, также четыре полёта..." На что тот дисциплинированно ответил: "Хорошо, через час после наступления темноты..." Хотя тут уже дело пахло криминалом. Если днём у меня допуск при минимуме погоды хоть и формальный, но на бумаге был, то ночью был записан 370 на 4. Для нелётчиков поясню, что это значит. Это значит, что мне можно заходить на посадку, если нижний край облачности не ниже 370 метров, а видимость должна быть не менее 4-х километров. Те. полосу я должен видеть уже при проходе Дальнего привода, а при тех условиях, которые были, мне и близко нельзя было в тот день подходить к самолёту. Но моё желание летать, и моя наглость достигли таких размеров, что я решил, слетаю при ночном минимуме, а запишу в книжку погоду по своему допуску, т.е. 370 на 4.

     Зарулил на стоянку и как глянул на своих "замурзанных " техников (пусть не обижаются на меня эти бесконечные труженники за это выражение, я лишь передаю своё ощущение тогда) и так мне их жалко стало. Мы то пол дня в тёплом штабе отирались, потом я летал в тёплой кабине, а они то целый день на морозе... Думаю: "Бог с ним, с этими ночными полётами, всё равно, как посадки при минимуме, что мне нужны на 1ый класс, я их записать не смогу. Позвонил на КДП, сказал "спасибо" и что ночью летать не буду, т.к. по плану полёты с утра на обеспечение ракетных стрельб кораблей флота. И по дороге домой сталкиваемся с Начальником Штаба Эскадрильи, фамилию его уже не помню. Он целый день пробыл в казарме, руководил её ремонтом. Я доложил, что выполнил 4 полёта и экипаж отправился спать. А Начальник штаба, довольный, что "эскадрилья" наконец-то залетала, тут же дал итоги лётной смены в Штаб Авиации.

     Утром приходим на службу, готовясь летать, хотя погоды опять нет, как вдруг подъезжает УАЗик, и из него вылазят четыре полковника - я ещё подумал: "По штуке на посадку!" Но когда среди трёх инспекторов-лётчиков увидел ещё и полковника  Антипова - начальника отдела кадров, понял: "дело - труба, снимать приехали"... Полковники дали команду: "С самолёта снять магнитофон, а с  транспортного полка доставить всю документацию. Меня спасли две вещи. Первая, подполковник Новиков (старая лиса)  успел переделать метеобюллетень и на то время, когда я летал, поставить погоду по моему допуску. Но полковники -  не дураки, и знали, какая погода была на самом деле. Штаб авиации Балтийского флота в Калининграде всего в 20 км от нашего аэродрома, и там погоду отслеживают. И второе, полковники думали, что я эти полёты выполнял на пределе своих возможностей т.е. на грани катастрофы. А тут по магнитофону видно - совершенно спокойная, рабочая обстановка, в экипаже, ни одного лишнего слова. Ни одного отклонения по курсу и глиссаде. И особенно на них произвело впечатление, что все четыре расчёта в одну точку 250 метров. В общем, кончилось это тем, что Начальника штаба эскадрильи сняли с должности, за что я у него ещё раз прошу прощения, если он прочитает эти строки. Мне объявили "НСС - Неполное служебное соответствие должности". Командиру эскадрильи Владимиру Стефановичу Кондрашову сделали "втык" за то, что оставил "хулигана-лётчика". И меня тут же заменили более дисциплинированным экипажем.

     Всю эту историю я рассазал в плане обмена опытом с молодыми пилотами - как не надо поступать. Чтобы никому, кроме своей мамы не пытались  докать, что Вы "вундеркинд", и никогда не считайте, что Вам удалось " взять господа Бога за бороду"... Желаю летать много и долго!!! Удачи и спасибо за внимание...

    Василий Чечельницкий (полковник Морской авиации в отставке,
        "Заслуженный военный лётчик СССР" )


PS:  В статье я машинально подписался "Заслуженный военный лётчик СССР". Хотя в грамоте, подписанной президентом страны М.С. Горбачёвым, звучит так: "За выдающиеся заслуги перед Советским государством в области укрепления обороноспособности страны и высокое мастерство в профессиональной деятельности" тов. Чечельницкому Василию Васильевичу присвоено почётное звание "Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР."

    Так вот, мне вручал этот знак Начальник Штаба авиации ВМФ генерал-лейтенант Будеев и в присутствии всего руководящего состава авиации всех четырёх флотов от командира дивизии и выше, которые прибыли для сдачи зачётов на допуск к полётам в 33 Центр, где я тогда служил, он сказал так: "Василий Васильевич, Вы не виноваты, что Министр Обороны Язов, который сидит сейчас в "Матросской тишине", подсунул президенту страны бумагу, которую тот подписал, не читая, о замене звания "Заслуженный Военный Лётчик СССР" на "Военного специалиста..." Поэтому закажите себе на военном заводе знак "Заслуженного военного лётчика СССР" и носите его с честью, Вы его заслужили." Что я и сделал. А в нашем Центре мой портрет висит среди остальных Заслуженных лётчиков СССР без всякого разделения, потому что "ежу понятно", что если я Заслуженный специалист, а моя специальность лётчик, то подписаться Заслуженным лётчиком - особой крамолы нет. Тем более, что я лишь выполняю " приказ" генерал-лейтенанта Будеева. А если возникнет вопрос, за какие такие выдающиеся заслуги мне присвоено это высокое звание, не имея "папы-адмирала" отвечу так: "Мой полк, 12 омрап, которым я имел честь командывать, более 30 лет не имел аварий и катастроф по вине личного состава. Таких полков в авиации ВМФ еденицы...  %11 %1
« Крайнее редактирование: 02 Март 2011, 00:51 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai



Нормальным летчикам положено было делать всего два прыжка в год,но некоторые "ненормальные летчики" ,типа Василия Васильевича , умудрились напрыгать 823 прыжка с парашютом и при этом еще выполнить план по отцепкам...Их у него две...Его друг поэт и композитор  Константин  Фролов по поводу второй отцепки написал песню. :)

 ОТЦЕПКА     

Такого -Бог не приведи !!!!!!!!!
Но коль стряслось - запомнишь крепко.
И подлый холодок в груди
от слова хлесткого - "отцепка".

Пусть раз - на тысячу прыжков ,
но эта черная страница
напомнит сединой висков
и не единожды приснится.

Коль не выходит парашют ,
сумевший отцепиться знает,
что стоят несколько секунд,
которых многим не хватает !

Рвануть замки что было сил ,
потом "запаску"- вниз спиною!
ведь притяжение земное
пока никто не отменил.

Орать проклятья во весь рот,
увы,бессмысленно и глупо.
Кто б знал,как медленно ползет
вытягивающийся купол !

Земля ,как ЗИЛ на всем газу
летит навстречу обреченно !...
Но вот хлопок ! И облегченно
вздохнут ребята - там внизу .

Такой отказ произошел
с моим дружком -в душе поэтом .
Но что чертовски хорошо-
он сам поведал мне об этом .
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Цитировать
На фото - стою с дублёрами - с советским космонавтом Геной Падалко, который через полгода полетел менять моего правого лётчика Юрия Лончакова, и американскими космонавтами-дублёрами. Байконур. 12.10.08г.

                                                                                           Василий Чечельницкий

"ВИНОВАТ ТЕМ, ЧТО СЕЛ В КАБИНУ САМОЛЁТА"

    Из 32 лет, что я пролетал в морской авиации, мне посчастливилось застать всего два года "золотого века" с 1969 по 1971, когда лётчики занимались полётами, а не писанием рабочих тетрадей для отчёта перед вышестоящим начальством. Поясню свою мысль, хотя некоторым командирам, особенно теперешним, она покажется крамольной. Но объяснение этому самое простое - они просто нормальной жизни в авиации не застали, и поэтому просто не знают, что можно организовывать полёты и летать по другому... 

    Но для начала приведу печальный пример. 23 августа 1996 года в городе Николаеве, что на Украине, на улицу Васляева упал самолёт ЯК-52. Погиб лётчик аэроклуба "Икар" Саша Гончаренко. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Взрывом зацепило пятерых, из них трое детей, но все остались живы. Катастрофа произощла при выполнении пилотажа над городом в честь дня "Незалежности Украины". Я был в составе комиссии по расследованию этого лётного происшествия. С чувством глубокой горечи и недоумения я листал Сашину рабочую тетрадь подготовки к полётам. 22 раза, 22 предварительных подготовки в разделе "Меры безопасности" он писал одну и ту же фразу: "Ниже высоты  600 метров не снижаться", которую ему говорили его командиры. И в то же время свою последнюю фигуру " Переворот на горке" он начал на высоте 370 метров... О чём говорит этот факт - самые правильные слова, которые говорят родители детям, учителя ученикам и командиры своим подчинённым остаются просто словами, если они не пропущены через фильтр сознания и не подкреплены примерами...

  .   .   .

    Самое обидное, что из этой порочной системы не смогли выбраться даже такие великие командиры как Тимур Апакидзе. Генерал лейтенант Виктор Николаевич Сокерин описывает, как Тимур, безмерно уставший от обилия административных дел, вместо нормального отдыха перед полётами, в ущерб сна заполнял все разделы рабочей тетради по давно освоенному полётному заданию дабы "показать пример лётчикам"...А выиграет от этого фактическая безопасность полётов или нет этого уже никого не интересовало, главное всё на "бумаге хорошо"...

  .   .   .

    Как было у нас. "Старики" вообще свои рабочие тетради открывали крайне редко, только если предстояло выполнять что-то совершенно новое типа Топ-мачтового бомбометания или стрельбы по наземным целям с пикирования  из передней пушечной установки на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28. А так плановая таблица записывалась на папиросной коробке или клочке бумаги. Кстати, мы молодые "солопеды" очень быстро переняли это удобное правило, не надо в планшет лезть за рабочей тетрадью, чтобы посмотреть во сколько и на каком самолёте у тебя вылет. Наколенных планшетов тогда у нас просто не было.

  .   .   .

    Второй момент, который на мой взгляд, снизил безопасность полётов, это дача предполётных указаний с записью на магнитофон. Раньше магнитофонов просто  не было и качество предполётных указаний от этого не страдало.  Точнее, снизила безопасность не сама запись,а то, что должны обязательно были проглаголить должностные лица, и прежде всего командир полка по мнению вышестоящих начальников и "Прокурора", если, не дай Бог, что-то произойдёт. Существовала специальная "методичка" про то, что надо обязательно упомянуть на предполётных указаниях. В итоге среди самой нужной и необходимой информации, командиру полка, как попугаю, приходилось "вещать кучу дежурных фраз" типа Средства Объективного Контроля использовать штатно в полном объёме - "а то вдруг лётчик забудет их вкючить"... 

  .   .   .

     И последний вопрос, который хотелось бы сегодня затронуть - это "незыблемый авиационный тезис" - командир учит подчинённого. Вроде всё правильно. Но ещё Суворов говорил: "Не держись устава, аки стены, на всё есть исключения". Так вот, далеко не всегда самый хороший лётчик и командир может быть хорошим инструктором. Скорее наоборот. Инструктором надо родиться. Не случайно в американских ВВС, когда в ресторан входит инструктор, все пилоты встают в знак уважения к человеку, который может не только летать, но и учить. И не случайно, в авиационных училищах инструкторами по выпуску оставляли лучших. Но справедливо и другое - не каждый хороший инструктор, да и хороший лётчик тоже, может стать настоящим авиационным командиром. Для этого свой талант нужен.

  .   .   .

    Потом этот принцип ввели в "незыблимое правило" - Командир учит подчинённого, т.е. методистов убрали. Я думаю его ввели те, кто сам с самого начала слабо летал и в большие Командиры попал по протекции, или те, кто летал сильно, но потом в силу большого объёма административных обязанностей, которые не дают нормально готовиться к полётам и много летать - летать разучился. И чтобы не "краснеть" перед своими подчинёнными и тем самым "блюсти свой авторитет" - соблюдение этого принципа стали требовать неукоснительно.

   .   .   .

    И таких примеров, когда командиры и лётчики думают не столько о фактической безопасности, сколько о том, как он потом, с помощью каких бумаг будет оправдываться перед "прокурором" предостаточно. Об этом хорошо сказал Тимур Апакидзе, когда делился о своих мыслях и переживаниях в момент катапультирования с СУ-27к за 10 лет до своего последнего полёта. Я уже не хочу развивать тему, которую тоже затронул Тимур, приведя слова его первого командира полка на Балтике П.Иванова: "Запомни, Тимур, как только ты сел в кабину самолёта, ты уже виноват во всём, что бы не произошло." Так оно и есть. Раньше сколько бы ни было аварий и катастроф, прокурора "приглашали" в исключительных случаях. Кто как не лётчик отвечает собственной жизнью за свои и чужие ошибки. Он самое заинтересованное лицо.

  .   .   .

   Сейчас положение с привлечением нашей доблестной прокуратуры по поводу и без повода и того хуже. Хотелось бы, чтобы и Российское, и Украинское руководство Вооружёнными Силами задумалось, что не может лётчик нормально летать, когда над каждой его ошибкой висит "домоклов меч». И сколько надо ещё таких катастроф, как падение Ту-154 с польской делегацией, чтобы понять, надо "что-то" делать с этой системой, чтобы лётчик, садясь в самолёт, не чувствовал себя заранее заложником всех ситуаций, которые с ним могут произойти в воздухе.

   А ребятам, которые несмотря ни на что, сейчас летают, потому что есть долг - Родину защищать, есть призвание и любовь к небу, хочется пожелать летать долго и счастливо, и передать сыновьям и внукам гордость за свою профессию военного лётчика.

                                                                       Василий Чечельницкий (полковник Морской Авиации в запасе.)



Цитировать
Снимок на фоне ракеты. Байконур 12.10.08г.


Полный авторский текст приложен к данному сообщению (ниже) его можно скачать.  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #187 : 01 Апрель 2011, 21:26 »

Василий Чечельницкий и  Алексей Шляхтин


Василий Чечельницкий и Юрий Лончаков в Звёздном с командой украинских путешественников во главе с Голтисом.

Айова.
   
        Судьба военного переменчива. После окончания Военно-Морской академии прослужив ровно две недели в гарнизоне Остров Псковской области, я получил приказ убыть к новому месту службы в гарнизон Чкаловск, что под Калининградом. Приказ мне лично зачитал Зам. Командующего ВВС БФ генерал Пироженко Иван Семёнович, который специально для этого прилетел в Остров, видно для того, чтобы я не вздумал отказаться. На мой мой "детский лепет", что я только вчера разобрал вещи, пришедшие поездом в контейнере, и перезжать никуда больше в мои планы не входило, он веско заметил: "Чечельницкий, мало того, что Вы должны переехать, Вы должны это сделать завтра, Командующий даёт самолёт АН-26. У Вас целые сутки на сборы, что из вещей не поместится, бросайте, в Калининграде купите новые. После катастрофы начальника штаба 15 одрап подполковника Аникушина на ТУ-22р идёте на усиление полка." После этих слов Ивана Семёновича я понял, что мне оказано доверие, которое ещё надо оправдать, и сопротивляться переезду бесполезно. Опять же, чем хорошо в армии - заходишь в кабинет начальника со своим мнением, выходишь с мнением начальника...

       Ровно через восемь месяцев мне вручили ордер и ключи от трёхкомнатной квартиры в новом доме и одновременно зачитали приказ о перводе меня обратно в гарнизон Остров, мол обстановка в полку нормализовалась, и я тут больше не нужен. Правда обратно переводили "с иллюзией повышения" - с зама командира полка по безопасности полётов я шёл на зама по лётной подготовке, что правда никак не сказывалось на окладе.

      Случай, о котором хочу рассказать, произошёл через небольшое время, как я доложил командиру 12 омрап полковнику Мордовалову Н.А., что подполковник такой-то прибыл к "новому" месту службы. Сидим в салоне, завтракаем, все в парадной форме одежды, т.к. по плану в гарнизоне генеральная репетиция перед строевым смотром всех частей, который затра должен проводить Командующий ВВС БФ генерал-лейтенант Павловский Анатолий Иванович. Вдруг в салон без стука и разрешения войти влетел разхристанный прапорщик и, еле ворочая языком, с большими паузами, проговорил: "Тов. полковник.... немедленно... тревога... девятку в воздух..." Полковник Мордовалов сам всегда был образцом уставного вида и неукоснительно требовал это от подчинённых. "Вон отсюда. Приведите себя в порядок, зайдите и доложите как положено по уставу". Прапорщик "кубырем" выкатился обратно, а Мордовалов, ни к кому не обращаясь, проговорил: "По моему, он пьян. Да если бы тревога, тут бы уже оба телефона             " надрывались"... Мы все "почтительно" молчали и продолжали работать челюстями..."командир не может ошибаться... Но мне что-то мешало наслаждаться приёмом пищи. Будучи членом сразу трёх сборных училища по лыжам, боксу и лёгкой атлетике, я сразу понял, что, наверно, так должен был выглядеть воин, который пробежав 42 км и 200 метров до Афин, крикнул: "Радуйтесь, мы победили", после чего "благополучно" умер от перегрузки в беге. Но зато родилась новая дистанция - марафон. Все сидели, жевали, и я как самый молодой зам, понял, что должен "что-то"делать. "Тов. Командир, разрешите выйти, привести в порядок этого прапорщика, заодно и   "повоспитывать". Полковник Мордовалов милостиво кивнул.

     Я вышел. Прапорщик стоял перед дверью и  никак не мог застегнуть пуговицы на шинели трясущимися руками. "Какая тревога? Почему телефоны не звонят?" - " Связь вышлы из строя. Оба телефона не работают. Приказ Командующего: "Поднять девятку, взлёт в кратчайшее время, задачу получите в воздухе. Я помощник оперативного дежурного, от КДП бежал, никак не могу отойти от этого бега." Я подскочил к телефону в столовой. Телефон молчал. Сразу понял, что всё обстоит так, как говорит прапорщик. Сразу "куча мыслей" пронеслась в голове, как при особом случае полёта. Устав требовал всё доложить сначала командиру, а он уж пусть и приимает решения... Но я понимал, потеряется какое-то время, а обстановка требовала немедленных действий. С мыслями: "Ну, ты, Вася и ввязываешься в авантюру", выскакиваю на середину зала лётной столовой. Кричу: "Прекратить приём пищи, Боевая тревога. Всем бегом через полосу. Командир, штурман в класс на указания, остальным по самолётам. Взлёт по готовности"... Потом бегом пробежал на первый этаж, где питались техники. То же самое прокричал там, и какого-то прапорщика послал в матроскую столовую.

     После этого прибежал в салон, доложил Командиру полка о "Тревоге" и о своих действиях, внутренне готовый получить "втык" за превышение своих полномочий при "живом командире". Но Мордовалов понял всё сразу.Тут же чётко поставил нам задачу: "Я на КДП. Максимов, Чечельницкий отбрать девятку самых боеготовых лётчиков. Дать указания и по самолётам. Взлёт в кратчайшее время. Впереди доразведчиком погоды и цели послать командира 3-ей АЭ подполковника Рыжкова С.К." Выскочили из столовой "стройной группой". Дальше Мордовалов прыгнул в машину, а мы помчались 1,5 км через полосу, т.к. наш полк дислоцировался на той стороне аэродрома.

     Бежим с первым замом Толь Толичем Максимовым, он "матерится" - "Вася, ты почему автобусы с базы не вызвал, как это всегда делаем, для перевозки? Я что тебе марафонец? - " Толь Толичь, в Базе сейчас обед, а она обед не бросит, это тебе не лётный состав, который в бой сейчас голодный полетит, потеряем время." Максимова мой довод убедил. Бежим дальше. Гадаем, что могло произойти, одновременно на ходу прикидываем, кто готов к выполнению задачи, которую мы ещё не знаем. Решаем, три зама командира полка возглавят три отряда самых боеготовых экипажей. Первый отряд поведёт Максимов, второй - я, третий подполковник Геллерт Владимир Оскарович. Даём указания, одновременно рисуя плановую таблицу по тревоге. Дали Указания, "народ" помчался по самолётам, и тут до нас дошло с Толь Толичем, что в спешке мы забыли довести "пароль", т.е. набор цифр, который даётся каждому командиру корабля под роспись, для определения "свой-чужой", как резервное средство, в случае необходимости. Да, я забыл сказать, что полковник Мордовалов уже уточнил боевую задачу у Командующего. В Балтийское море под покровом тумана с Атлантики вошёл американский линейный крейсер "Айова". И ни береговая, ни авиационная, ни спутниковая разведка об этом не предупредила. Обнаружен крейсер был в разрывах облаков на траверзе Риги и куда он пойдёт дальше одному "Богу это было известно". А такого допустить было нельзя. В итоге выбор пал на наш полк, как самый боеготовый в то время на Балтике. Надо было найти крейсер, пройти над его мачтами, как мы говорим "побряцать оружием", другими словами - попугать и показать "супостатам", что мы их видим, и в любой момент можем уничтожить...

     В общем, выписали мы с Максимовым пароли. Теперь надо довести их под роспись до командиров экипажей, а они уже все разбежались по самолётам. Толь Толич мне: "Вась, ты спортсмен, бежишь в дальний конец стоянки, ( это около 2,5 км туда и обратно), а я в ближний". Т. е.Толь Толичу тоже надо пробежать 1,5 км. Когда ты молод и в спортивной форме это не проблема. Но когда тебе под 45, да ещё в шинели - это уже нагрузка солидная. В общем, когда я добежал наконец до своего самолёта, на стоянке вовсю шёл запуск двигателей, а самолёт подполковника Рыжкова уже вырулил.

    Прыгаю в кресло, не снимая шинели и кортика,некогда. Жму кнопку запуска левого двигателя. Техник помогает одеть лямки парашюта и привязные ремни. Втыкаю разъём шлемафона, слышу как ведомые полковника Максимова докладывают, что у одного не запускается левый двигатель, у другого правый. "Кто запустил?" кричит Максимов. Мои ведомые отвечают: "Я... Я..." Масимов командует: "За мной". И выруливает. Мои ведомые тут же выруливают за ним. Я кричу: "А я с кем?" - "Моих возмёшь" - отвечает Толь Толичь.

Запускаю правый двигатель, одновременно слышу и вижу, как выруливает отряд подполковника Геллерта.

    Запрашиваю ведомых Максимова: "Вы как?" Отвечают: "Со второй попытки запустили оба..." Даю команду: "Выруливаем..." Взлетаем с минутным интервалом, осуществляем сбор за облаками "На петле"...Ведомые занимают своё место в строю, ложимся на курс, чуть отстав от первых двух отрядов. Я всё решаю "рекбус" - снимать кортик или не снимать. Мне его как-то неудачно зажало лямками парашюта и привязными ремнями, давит в задницу. Но чтобы его снять, надо полностью расстегнуть все ремни. "А вдруг в этот момент, "по закону бутерброда" придётся катапультироваться" - мелькает мысль. "Ладно, потерплю, может позже сниму, пока не до того". Пока идём к морю, я постоянно кручу головой то влево, то вправо на ведомых. Ребята стоят в строю заправки, взяли то самых подготовленных и для них такой строй - это       " отдых", по сравнению с самой заправкой, точнее с моментом уравнивания скорости и накладыванием крыла на шланг. Зрелище крайне необычное. Стоит в 15 - 20 метрах ТУ-16, а у него все шесть членов экипажа в орденах и медалях, белаые рубашки с галстуком, тужурки чёрные... Все, в отличие от меня шинели, да и кортики тоже, сняли. Я на них глянул, понял, надо хоть шинель на себе расстегнуть, медали тоже обнажить, да значёк военного лётчика 1 класса - "Уж пугать супостатов, так пугать...Пусть знают с кем связались"...

    В это время доразведчик погоды и цели Сергей Константинович Рыжков докладывает координаты предполагаемого крейсера, и что он пошёл на пробитие облачности над морем. Через некоторое время от него доклад. "Нижний край 500 метров, неровный." А потом разочарованный голос Рыжкова: "Это большой сухогруз, а не крейсер... Потом он прошёл ещё несколько целей, но это были или рыбаки, или торговые суда. Поскольку группа Максимова уже подходила к району, Рыжкову там оставаться уже было нельзя, и он ушёл, выдав рекомендации Толь Толичу, где искать злополучный крейсер. Отряд Максимова пробивает облака, проходит несколько целей, но это опять не "Айова". На подходе отряд Геллерта и Толь Толич освобождает район. Владмир Оскарович Геллерт тоже "Айову" не обнаруживает. Просто поразительно, куда она могла в Балтийской акватории затеряться? Это ж не океан какой-нибудь.Опять же это ж крейсер, а не "фелюга" какая-то. Но по локатору, которым мы ориентируемся, тип корабля определить практически невозможно.

     Я понимаю, что вся надежда только на нас. У меня штурман Витя Басков, "старый зубр", на которого можно положиться. "Витя, - говорю, - строим маневр так, чтобы пройти через все цели, которые видишь, только учти, резко крутить не можем, у нас ведомые." "На нас смотрит Родина"... Пришли на рубеж снижения. Пробивать облака по одному, как это положено, но потом можем "в кучу" не собраться. Решаю рискнуть. Даю команду: "Пробиваем строем, чуть-что, роспуск по схеме." Облака не плотные, прошли нормально под облака. Идём под нижней кромкой на высоте где-то 400-450 метров.  Выскакиваем на первую цель - "Рыбачёк" - СРТ. Крутим маневр на вторую, третью... и ещё Бог знает какую по счёту цель. Ребята стоят, как вкопанные, я просто любуюсь их выдерживанием строя. К сожалению, забыл уже, кто были моими ведомыми в том вылете, тем более они по плановой таблице не мои, а Максимова. И в то же время мысль: "Хоть бы найти..."

     Наконец выскакиваем на Айову. Я поразился мощи этого корабля. Три орудийных башни по три пушки калибра 406 мм, 10 башен по 2 пушки калибра 127 мм, 60 40 мм и 60 20 мм зенитных установок, натыканных по всему кораблю, 8 по 4 крылатых ракет типа "Томогавк", 4 по 4 крылатых ракет типа "Гарпун"... Экипаж более 1500 человек. Дальность стрельбы снарядами весом 1,2 тонны достигала 38 км. Всё это я естественно прочитал потом в справочнике, тогда было не до этого. Что ещё поразило за те несколько мгновений, когда мы проскакивали над крейсером, это количество народа на верхней палубе. Матросов было как "в муравейнике". Причём некоторые из них стали бросать в воздух бескозырки. Потом я догадался, почему матросов так много. Американцы по локаторам давно нас "засекли", если бы захотели, уже 10 раз сбили. На корабле наверняка была объявлена боевая тревога, такая возможность "скрасить" суровые будни скучного морского похода - вот эта "куча" народа и повылазила на нас посмотреть как на зверей в зоопарке. Когда уже проскочили "Айову", я вспомнил о "престиже страны" и оглянулся на ведомых, чтобы проверить строй. Точнее, я видел хорошо только  того, который стоял слева от меня. Учитывая, что я сидел в кресле командира корабля, правого ведомого я не видел, но мне обо всём докладывал КОУ (командир огневых установок). Хотя я им такую задачу не ставил, ребята, и справа, и слева стояли в парадном плотном строю. А по другому и нельзя было, форма одежды у всех парадная, жаль, американцам этого нельзя было показать. Я даже про свой кортик забыл, который мне весь полёт в задницу "тыкался".

     Прошли мы "Айову", довольные как слоны после кормёжки, что эту Аову нашли... Залезли наверх, летим по верхней кромке облаков. Вдруг в эфире раздаётся шёпот, повторяю, именно шёпот, по другому этот радиообмен не назовёшь: "Командир, видели?" Я узнал голос капитана Лебедева, ведомого Володи Геллерта. Володя так же шёпотом отвечает: "Да". Понимаю, что они видят что-то никак не меньше НЛО, иначе зачем такой тон. Жду реакции полковника Максимова, он же ведёт первый отряд и старший всей группы. Но Толь Толич молчит, видно "в кайфе", что хоть и не его отряд, но в целом группа свою задачу выполнила, американцев "попугала". "Опять мне больше всех надо, как в салоне за обедом"- вызываю Геллерта: "...доложите, что там у вас?"

   Геллерт отвечает: "Однотипный борт только что вынырнул из облаков прямо перед нами, покачался с крыла на крыло и исчез. Запросто мог нас пропороть..." Я понимаю, что это мог быть только Рыжков. Он идёт один. Но как он там оказался? Он же идёт на 20 минут впереди отряда Максимова, это порядка 200 - 250 км должно быть между ними, а Геллерт вообще идёт сзади. Но думать над этим "рекбусом" долго времени не было. Вызываю Рыжкова: "301, где вы и ваши действия?" Сергей Константинович, старый, седой комэска 3 - ей эскадрильи, один из лучших инструкторов на заправку топливом в воздухе, любимом "спорте лётчиков", отвечает: "Да это я тут верхнюю кромочку облаков замерял. Но вы не волнуйтесь, я ж далеко." Даю ему команду: "301, вы под группой 204-го. Ни в коей мере не поднимайтесь вверх, идите на своём нижнем эшелоне."

...Оказывается Сергей Константинович всё пытался найти Айову и крутил "зигзаги", никого не предупреждая об этом, считая, что мы идём далеко сзади, и он свободен в маневре. А оказалось, что мы его догнали, а отряд Толь Толича Максимова даже обогнал, не заметив этого в облаках. Хорошо, что кончилось всё хорошо и то только благодаря нашей общей Удаче. А так бывает далеко не всегда. При полётах строем и в боевых порядках элемент риска всегда выше чем при полётах одиночно. Когда я сам стал командиром полка, как-то на предполётных указаниях сказал фразу: "Меры безопасности как прорабатывалм на предварительной подготовке." не детализируя их. Полковник с ЦИБП (Центральной Инспекции по Безопасности полётов), который присутствовал у меня на полётах, после указаний отвёл меня в сторону и произнёс: "Запомни, Командир, сколько бы ты лет не летал, и какой бы опытный у тебя лётный состав не был, меры безопасности при таких видах полётов, как полёты строем, на предельно-малых высотах и ряде других ты обязан напоминать каждый раз, сколько бы вы на эти виды полётов не летали." Этот урок я запомнил сразу и навсегда пока летал и был командиром.

    Но вернёмся к нашему полёту. Когда мы сели, зарулили на стоянку, посмотрев на свой живописный экипаж в парадной форме с кортиками, которые ребята одели сразу после покидания кабин самолёта, я подумал: "Эх, видели бы американцы, какие орлы над ними пролетают, сразу бы построились на палубе своего дредноута и стояли, отдавая честь по стойке "смирно", как это бывает на морских парадах, когда приветствуют Командующего флотом." Я не знаю, какую оценку дали нашему вылету "В верхах", как-то это прошло тихой "сапой." Но цель вылета была достигнута -аппетит мы "нагуляли" и вернулись к нашему "прерванному обеду" с большим удовольствием. А я ещё при этом подумал: "Хороша всё-таки жизнь в авиации, будет что вспомнить..." Думаю, с этим согласятся все лётчики, особенно старого поколения, кому повезло летать долго и счастливо...

      Василий Чечельницкий. (полковник Морской авиации в запасе)


Пара Ту-16 на боевом курсе!
« Крайнее редактирование: 02 Апрель 2011, 21:00 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Николай Вицын

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #188 : 12 Апрель 2011, 01:36 »
Василий Васильевич Чечельницкий,почему вы так не взлюбили авиацию?Все тут  перепутали и  переврали.На всех моментах останавливаться не буду,а вот на вылете по учению "Запад 81" в 1981году я остановлюсь.Я в этом вылете участвовал.в Экипаже капитана Лемесева НА  в качестве штурмана корабля.Кратко Было все так. Полигон Хмелевка. Цель :списанный крейсер на якорной стоянке с курсом 270 градусов.С правого борта пришвартован буксир или тральщик,то же входил в состав Цели.Первоначальная задача 12 ОМРАП.:Восемью парами С интервалом 5 минут с Н200-220 метровв произвести прицельное бомбометание,с целью ее потопления.ЧТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ? Погода в районе цели была 3х3000 ,летели двумя группами  одиночно с интервалом 5 минут,в группе 8 самолетов,между группами 10 минут, Полком и первой группой командовал полковнок РОГОВ.Наш экипаж был третий вовторой группе При подходе к цели Рогову запретили работать полностью всем..Когда он прошел цель,сам лично оценилметеоусловия,посоветовался с идущими за ним замами,доложил командующему,Командующий сам в эфир дал ДОБРО на работу второй группы..В результате экипаж капитана ШУБИНА,штурман Чеботов Олег(они шли вторые в группе) положили серию прямо через корабль между кормой и сегединой,что и подтвердил  фотоконтроль.Наш экипаж капитана Лемесева  прицеливался уже по горящему кораблю,по докладу КОУ в момент бомбометания первая бомба упала на палубу,что фотоконтролем не подтвердилосьИ третий экипож Майора Брагина штурман Парайко Илья сбросили в районе цели,Этого было достаточно для выполнения задания. Все тех, кто не отработал по цели,Был заказан полиго СУР-ПАКРИ.под Таллином,и обратный маршрут проходил через него.Бомбы 12 ФАБ-250 сбрасывались там АВАРИЙНО. По результатам этого вылето РОГОВ и ст. шт. полка МАЗОВ  получили по ордену ,ШУбин и Чеботов по медали "ЗА боевые заслуги" .а мы с ЛЕМЕСЕВЫМ Н по грамоте от камандующего ДКБФ

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #189 : 12 Апрель 2011, 08:17 »
Василий Васильевич Чечельницкий,почему вы так не взлюбили авиацию?Все тут  перепутали и  переврали.На всех моментах останавливаться не буду,а вот на вылете по учению "Запад 81" в 1981году я остановлюсь.Я в этом вылете участвовал.в Экипаже капитана Лемесева НА  в качестве штурмана корабля.Кратко Было все так. Полигон Хмелевка. Цель :списанный крейсер на якорной стоянке с курсом 270 градусов.С правого борта пришвартован буксир или тральщик,то же входил в состав Цели.Первоначальная задача 12 ОМРАП.:Восемью парами С интервалом 5 минут с Н200-220 метровв произвести прицельное бомбометание,с целью ее потопления.ЧТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ? Погода в районе цели была 3х3000 ,летели двумя группами  одиночно с интервалом 5 минут,в группе 8 самолетов,между группами 10 минут, Полком и первой группой командовал полковнок РОГОВ.Наш экипаж был третий вовторой группе При подходе к цели Рогову запретили работать полностью всем..Когда он прошел цель,сам лично оценилметеоусловия,посоветовался с идущими за ним замами,доложил командующему,Командующий сам в эфир дал ДОБРО на работу второй группы..В результате экипаж капитана ШУБИНА,штурман Чеботов Олег(они шли вторые в группе) положили серию прямо через корабль между кормой и сегединой,что и подтвердил  фотоконтроль.Наш экипаж капитана Лемесева  прицеливался уже по горящему кораблю,по докладу КОУ в момент бомбометания первая бомба упала на палубу,что фотоконтролем не подтвердилосьИ третий экипож Майора Брагина штурман Парайко Илья сбросили в районе цели,Этого было достаточно для выполнения задания. Все тех, кто не отработал по цели,Был заказан полиго СУР-ПАКРИ.под Таллином,и обратный маршрут проходил через него.Бомбы 12 ФАБ-250 сбрасывались там АВАРИЙНО. По результатам этого вылето РОГОВ и ст. шт. полка МАЗОВ  получили по ордену ,ШУбин и Чеботов по медали "ЗА боевые заслуги" .а мы с ЛЕМЕСЕВЫМ Н по грамоте от камандующего ДКБФ
Уважаемый Николай.
Я отдаю себе отчет, что рискую "обратит на себя гнев" за попытку возразить Вам, но... ИМХО не стоит быть так категоричным в своих высказываниях в адрес другого человека. Вы обвинили В. В. Чечельницкого в "такой нелюбви" к авиации, а не удосужились проверить: об одном и том же вы с ним говорите?
Я не был участником этих событий и служил в это время в ракетоносном полку на ТОФе, но вот что мне бросилось в глаза:
- Вы говорите, что ведущим УГ 12 омрап был п-к Н.А. Рогов (с которым я имел честь вместе так же служить), а у Чечельницкого фамилия командира полка - А. Т. Михеев, который был до Рогова. Все можно было бы списать на ошибку памяти, если бы не один маленький, НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ нюанс.
- 35 оаэ подготовки и пуска самолетов-мишений (или иначе 35 обукаэ) на Аэр. Храброво, в которой летал тогда В. В. Чечельницкий БЫЛА РАСФОРМИРОВАНА в НОЯБРЕ 1976г. (т. е. когда 12 омрап командовал именно А. Т. Михеев, а не Рогов).
Отсюда напрашивается вывод - вы пишите О РАЗНЫХ событиях, хотя и очень похожих. Не мне Вам рассказывать, что в те годы подобные мероприятия не были такими "штучными", как сейчас.
Я не собираюсь выступать защитником В. В. Чечельницкого (меня на это никто не уполномачивал). Думаю он и сам может достойно и с уважением ответить, но хотелось бы призвать к разуму и воздержаться от навешивания ярлыков.
С уважением, Павел.

Оффлайн Василий Чечельницкий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1969
  • Скайп: kairina9
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #190 : 13 Апрель 2011, 22:13 »
    Ребята, спасибо тем, кто "катит бочку" на меня, и тем, кто выступил в защиту. Это говорит о том, что Вам не равнодушна история Морской авиации.  Абсолютно правильно, речь идёт о разных событиях. Я не помню год, но этот вылет был в 72 - 76 году. Я тогда был старлеем на ИЛ-28. И Николая Андреевича Рогова тогда в Острове и в помине не было. Он командовал отдельной эскадрильей в Риге на ИЛ-38. А уважаемому обиженному на меня "знатоку истории" довожу до сведения, что я с 83 по 86 г. был в 12 омрап замом у полковника Мордовалова, а потом возглавил полк, стал его командиром. И уж фамилии тех командиров полков, кто командовал до меня, знаю, хотя и не помню точно по годам.
   Но за наш вылет, когда не утопили "баржу" на траверзе мыса Таран или чуть севернее в сторону полигона Б-46 наград никому не было, одни "втыки"... Кстати, Юра Шубин у меня в полку летал заправляемым командиром отряда, и летал на заправку со зрением 0,4   Молодец, много лет накалывал медицину, но после вылета на Север его всё-таки к сожалению, раскрыли... Он взял пример с меня, стал одевать на шлемафон горнолыжные очки "Uvex". Этим заинтересовался Особый отдел, и выяснил, что под горнолыжные очки он ещё одевал простые... Кстати, наверно, к-ром полка тогда был п-к Алексеев, или даже Бурый...в том вылете.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #191 : 14 Апрель 2011, 03:17 »
    И Николая Андреевича Рогова тогда в Острове и в помине не было. Он командовал отдельной эскадрильей в Риге на ИЛ-38.
Уточняю: Н. А. Рогов командовал 145 оплаэ ДД в Скультэ в 1975-77гг.
С уважением, Павел.

Оффлайн Василий Чечельницкий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1969
  • Скайп: kairina9
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #192 : 15 Апрель 2011, 23:34 »
   Павел, спасибо з уточнение. Вы, кстати, подали идею, как доказать Николаю Вицину, что он ошибается. В вылете участвовало 15 ИЛ-28, которые перестали летать на Балтике в 1976г., потом их поднимали только как самолёты-мишени без лётчиков. И все мы в том "Балтийском конфузе" бомбили строем по ведущему. Облаков не было вообще, только густая дымка над морем. Так что, не умаляя заслуг тов. Вицина, ещё раз подтвержу - вылет был в 72 - 74 году. Из семи лётных книжек, что я исписал за 32 года лётной работы, именно эта пропала. 8 переездов по гарнизонам как никак. А то бы я точно указал дату.
   Главное, случай "прикольный", и я думаю, у кого ещё не потерялось чувство юмора, он заставил улыбнуться...
        Всем здоровья и удачи...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10865
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #193 : 16 Апрель 2011, 23:40 »
Весна на Балтике!  %3 %3 %3





Буксир тащит МКЩ, малый корабельный щит, плавающая мишень для учебных запусков ракет.
А я думала, декорацию к фильму "Кин-Дза-Дза" на металлолом сдают!  :D :D :D ::) 
Фото от Сокерина. %6



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Вицын Николай

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Балтийского Флота.
« Ответ #194 : 18 Апрель 2011, 03:01 »
                   Всем Привет!Взял не большую паузу                                                                                                                    Меня не надо убеждать тот это вылет или не тот?Я сейчас приведу еще два  вылета.
1)  Я не "историк" а хотелось бы быть им, но без кавычек,я очевидец ,в полку с1975 по1988год.
2) Пишу биографию Героя полка  майора Шумейко А А, Нужно было уточнить его учебу в ЕВВАУЛ
    Эти данные нашел на вашем сайте (форум) Хотя я и гость много у вас информации,еще не все просмотрел.
     Поставил его в закладку -спасибо.
 3)Почему я задал в самом начале вопрос,именно вопрос,а меня начали оскорблять.А потому,что мое ,а именно      мое мнение и ни кого другого Любовь к авиации (кратко) выражаеться  в точном описании фактов по месту и по времени.Вы еще и сейчас неопределились, когда эти события лроисходили,и в чем то меня хотите убедить
 4) Приношу извинения у меня выше проскочила одна ошибка: погода была не 3Х3000, а надо " 300х3",и вторая;фотоконтроль не подтвердил(,фотоапарат был ручной),  а надо " момент касания бомб  КОУ  не зафиксировал"
  5) Автор уже признал что случай "курьезный",и как я  поня этот разказ назвал " Балтийский конфуз " я думаю это будет правельное название.
  6)На моей памяти было несколько полковых вылетов,склонился впользу этого вылета.Почему?

  а) Вероятно был Михеев АТ, написал автор,поэтому мог быть кто угодно.
  б )Через три месяца было учение " БРАтство по оружию" ,оно было в этом же году от описывемого мной события
  Учение  с приглашением делегаций членов Варшавского договора было в 1976год
  Старший штурман полка подполковник Сангель уходил и уже не летал,а пришедший ему на смену подполковник Гулянков  еще не начал летать,Поэтомму в экипаже у Михеева был штурман полка Колосов Задача:В строю девятки Площадным бомбометанием уничтожить цель.
Цель находилась юго-восточнее м. Таран.При подлете к цели девяткой (2х2)  Ведущий позно увидел цель(Цель изображали бочки)Михеев запросил;"Что за мандавошки прыгают по волнам? РП ответал " что это его цель"
Девятка не смогла довернуть,бомбы прошли мимо. Командир так был растроен что при заходе на посадку увидев с дальнего привода СУ-17 (с Ивановского соседнего полка ) на полосе  вместо разрешения на посадку прокричал почти то-же самое;" Уберите мандавошку с полосы корабль сажать буду"
 Итоги
 1 Девяткой больше не летали
 2Колосов поехал служить в Быхов

 3 Цель стали ставить не ближе 2-км от берега
 4 Перед выходом на цель экипажи должны пройти хотя бы небольшей кусок суши
 5)Целью стали работать морские артиллерийские шиты
 6)Стали заказывать резервом дополнительно  полигон


                                                         Продолжение следует

 


Статистика посещений Карты посещений сайта