Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 143123 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Фото № 654_2 Подготовка к полётам, наверное?!


Фото № 668_2 То же,и конечно, там же.  Причём Ф.А. Попов (третий справа) и лётчик С.А.Щербаков (крайний справа) узнаются несомненно, как уже родные люди. :)


Фото № 668_2 фрагмент
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Enot11

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Скайп: vladik1022
Галина,дело в том,что это фото не из альбома,а было подарено мне моей теткой,дочерью моего деда,и на обороте написано-моряки Тихоокеанского флота,причем почерк не моего деда,и еще там стих Лермонтова.

Оффлайн Enot11

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Скайп: vladik1022
Вот 668-2-это судя по званию Щербакова  или Севастополь или Николаев.(Смотря где в то время базировался 55 ОАО)

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Я совершенно не спорю. Тем более, что и мне показалось, что Фёдор Андреевич на фото выглядит старше, чем должен бы быть в Николаеве или Севастополе. На одном из листов Альбома №671 такое фото есть, только худшего качества. Есть ощущение, что там пересъёмка этого фото. И ещё видно местами, что снимки в Альбоме переклеивались. В частности на этом листе есть прямоугольный след от клея более ранний. Возможно, часть утраченных снимков впоследствии заменили на другие. Профиль, который я приняла за Тихонова, не слишком резко. На 100% я не была уверена.  %7  :)
Но это всё-таки Тихонов. И это всё-таки Николаев.


Фото №654_3

Трёхзначный номер обозначает лист альбома. Через нижнее подчёркивание- номер фото на листе для удобства обсуждения. Можно предположить, что на одном листе альбома располагаются фото, близкие по времени. Но вот сами листы отсканированы и соответственно пронумеровались не в хронологическом порядке.


Фото №655_1


Фото №655_2 Кто этот человек, мы не знаем. Но его снимков в Альбоме очень много.

Я долго сравнивала. Мне кажется, что он присутствует на выпускном фото из Фотограмметрической Школы, которую закончил Попов.
Но так же он есть на фото вместе с Тихоновым. Будут далее.

Изменено 27.03.2011
« Крайнее редактирование: 28 Март 2011, 00:23 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Вот 668-2-это судя по званию Щербакова  или Севастополь или Николаев.(Смотря где в то время базировался 55 ОАО)

А как Вы по этому фото определили звание? Там не видно ни нашивок, ни ромбиков? Щербакова только голову видно?  ;D


Фото №655_3 Фёдор Андреевич.


Фото №655_4 Слева тот же человек, что и на Фото №655_2
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Фото №656_1 Полагаю, что это летающая лодка Савойя S-62бис, на которой позируют авиаторы 55 ОАО. В центре Попов Ф.А.


Фото №656_1 фрагмент.

Сколько я ни билась, так и не нашла старых фотографий Николаева или Севастополя, показывающих эту набережную.
Может, кто признает?  ::) Тогда бы определили, где сделано фото. Или это тоже уже ТОФ?  :o


Фото №656_2   Неважнецкого качества, но очень интересное фото!  %6


Фото №656_3 Жанровая сцена.  Чета Поповых участвует в посадке деревьев.   :)
« Крайнее редактирование: 28 Январь 2011, 15:22 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Здравствуйте Павел.А все-таки интересно,что было в Сов.Гавани?Поскольку дед служил после бухты Патрокл(это непосредственно была база в последствии 30-ой эскадрильи,а офицерский городок был на ст.Океанская),куда приехал 55 ОАО в 33-м году.В Сов. Гавани,причем я совершенно точно знаю,что в 1937 году и по 1940 вкл. он был там со всей семьей.Там еще упоминался пос.Курикша,насколько я понял-это напротив через залив.Там и базировалась в/часть ВВС ТОФ.С уважением Владимир.
Уважаемый Enot11 (лучше все же обращаться по имени). Своим вопросом по Совгавани Вы натолкнули меня на очень важный для меня момент истории ВВС ТОФ. Дело в том, что у меня был один из пробелов в истории 55-го омрао ВВС ЧФ/ТОФ, а архивные документы его не проявляли.
Пос. Курикша - это ныне один из районов г. Совгавани с прилегающей одноименной бухтой. Не исключено, что там в 30-40е годы проживали семьи авиаторов. Сами же гидроаэродромы располагались в б. Бяудэ напротив Совгавани.
У Вас происходит некоторое смешение географических понятий по району Владивостока. Бухта Патрокл располагалется на юго востоке города , а Океанская - в 20 км севернее. И сейчас между ними нет хорошей связи по дорогам, а уж в те времена это были дальние пригороды. В каждом из этих мест располагался СВОЙ городок авиаторов ТОФ. В Патрокле - 3-й авиаотряд самолетов волнового управления, прибывший из Европейской части СССР в 1933г. (откуда он прибыл, я не смог установить. Может Вы просветите?). В 1937г. этот отряд переформируется в 30 оаэ ВУ (или 30 оаэ бтка), а с 1938г. она именуется 63 оаэ ВУ.
На Океанскую в 1933г. из Николаева прибыл 55-й отдельный морской разведывательный отряд из Николаева. В 1936г.  55 омрао был переформирован в 27 морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью ВВС ТОФ с дислокацией на Океанской.
Вот тут то и возник тот момент, о котором я упомянул в начале (на основании Вашего письма).
По данным штаба ВВС ТОФ и РГА ВМФ 05.06.1937г. в устье реки Бяудэ в Советской Гавани был сформирован 55 отдельный морской разведывательный авиационный отряд . То есть это был второй отряд с таким номером в составе ВВС ТОФ. Он укомплектовывался самолетами из старого 55-го омрао. Но теперь получается, что 55-й омрао в Совгавани укомплектовывался не только самолетами, но и авиаторами из 55-го омрао с Океанской! Таким образом этот процесс представляется теперь несколько иначе. Фактически старый 55-й отряд был передислоцирован в Бяудэ. А на Океанской из остатков отряда была сформирована 27 омраэ.
Теперь вопросы к Вам. Постарайтесь максимально точно назвать:
1.  по годам части, в которых служил Ваш дед в 20-х-30-х годах.
2. места службы в эти годы.
Пока вырисовывается, что он прибыл сюда в составе 3-го оао ВУ (тогда получается, что этот отряд ранее базировался на ЧФ). Но на фото присутствуют авиаторы из 55 омрао (Тихонов, Щербаков).
Или же наоборот он прибыл из Николаева в составе 55 омрао, потом был переведен в 30 оаэ в Патрокл, а оттуда в 55 омрао в Бяудэ.
Ваш ответ позволит более четко восстановить картину его службы и ранней истории черноморской и тихоокеанской авиации.
С уважением, Павел.
P.S.: Фото 656_2 могло быть сделано над Океанской. Вполне похоже (санатории, которые там располагались  и существуют до сих пор). Но, конечно, я мог и ошибиться.
« Крайнее редактирование: 28 Январь 2011, 04:57 от Poul lev »

Оффлайн Enot11

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Скайп: vladik1022
Уважаемый Павел,это enot11,он же в скайпе Marysa.P,он же Попов Владимир.Вся информация про деда построена исключительно по рассказам моей бабушки,жены Фёдора Андреевича,Прасковьи Алексеевны,и соответственно их детей,а моих дядей и тетушки.Судя по рассказам могу предположить следующую хронологию:после окончания ВШСС в 1930 г. дед служил в Николаеве.Скорей всего-это 55ОАО,т.к. на фото присутствует Тихонов и Щербаков.В это же время он-штурман в экипаже Щербакова(см.мемуары Щербакова).В училище им.Сталина(ныне ЕВВАУЛ) по всей видимости он проходил штурманскую подготовку(мое предположение,потому что про училище упоминалось в рассказах родных).В это же время в газете"Красный Черноморец" печатается заметка с портретом деда(лучший летнаб-снайпер) и заметка про Щербакова с портретом.(газета у меня есть).Далее идет дальневосточный период:упоминались все места:и ст.Океанская(моя бабушка рассказывала что они жили в дачных домах,и здесь же про бухту Патрокл,про то как осуществлялась заготовка рыбы для части(об этом же пишет и Щербаков в своих мемуарах),а б.Бауда и Сов.Гавань-это потом,не могу сказать с какого времени,но совершенно точно 1937-1940 гг. дед был там(есть документальное подтверждение этих лет),мой отец еще рассказывал,что в школу их возили на катере через бухту в город.А в 1940 году дед (с семьей)уехал в Новый Петергоф на курсы ВКУНС,и после их окончания в июле 1941 года был направлен в Севастополь,где и был до 30 июня 1942 года.Но в своем письме в этот период он указывает два адреса:Севастополь и Геленжик.Ну вот приблизительно все,что касается его службы,дальше одни предположения.С уважением Владимир.

Оффлайн Enot11

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Скайп: vladik1022
Галина,по фото:на 656_1-дед посредине,654_3-это дед и бабушка(200 %),654_2 и 668_2-у них у всех по одной"волне"на рукавах,значит они-мл.лейтенанты(на соврем.лад),и это наверняка в НИколаеве.667_1-слева на облучке-мой дед.Что касается человека,которого много,вполне возможно,что это однокашник по ВШСС,мне тоже кажется,что он присутствует на курсантских фото.Все эти фото еще надо как следует изучить,я ведь тоже их пристально никогда не рассматривал,ну есть альбом и есть,даже и вголову никогда не приходило,что фотографии могут помочь в розыске деда,вот только Ваш сайт занимается историей МА так скрупулезно и по конкретным людям.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Уважаемый Павел,это enot11,он же в скайпе Marysa.P,он же Попов Владимир.Вся информация про деда построена исключительно по рассказам моей бабушки,жены Фёдора Андреевича,Прасковьи Алексеевны,и соответственно их детей,а моих дядей и тетушки.Судя по рассказам могу предположить следующую хронологию:после окончания ВШСС в 1930 г. дед служил в Николаеве.Скорей всего-это 55ОАО,т.к. на фото присутствует Тихонов и Щербаков.В это же время он-штурман в экипаже Щербакова(см.мемуары Щербакова).В училище им.Сталина(ныне ЕВВАУЛ) по всей видимости он проходил штурманскую подготовку(мое предположение,потому что про училище упоминалось в рассказах родных).В это же время в газете"Красный Черноморец" печатается заметка с портретом деда(лучший летнаб-снайпер) и заметка про Щербакова с портретом.(газета у меня есть).Далее идет дальневосточный период:упоминались все места:и ст.Океанская(моя бабушка рассказывала что они жили в дачных домах,и здесь же про бухту Патрокл,про то как осуществлялась заготовка рыбы для части(об этом же пишет и Щербаков в своих мемуарах),а б.Бауда и Сов.Гавань-это потом,не могу сказать с какого времени,но совершенно точно 1937-1940 гг. дед был там(есть документальное подтверждение этих лет),мой отец еще рассказывал,что в школу их возили на катере через бухту в город.А в 1940 году дед (с семьей)уехал в Новый Петергоф на курсы ВКУНС,и после их окончания в июле 1941 года был направлен в Севастополь,где и был до 30 июня 1942 года.Но в своем письме в этот период он указывает два адреса:Севастополь и Геленжик.Ну вот приблизительно все,что касается его службы,дальше одни предположения.С уважением Владимир.
Владимир. Спасибо за уточнения. Пока все более-менее стало на свои места, хотя некоторые детали в Ваших выкладках могла бы прояснить послужная карта деда. (Может наши Питерские товарищи смогут ее посмотреть?). Не будем пока гадать.
Представляется служба Ф. А. Попова в таком виде:
1930-1933г. 55 омрао Николаев ЧФ
с 1933г. по... 55 омрао Океанская ТОФ
далее с ... по 1937г. 30 оаэ бтка Патрокл ТОФ
С 1937г. по 1940г. 55 омрао б. Бяудэ ТОФ/СТОФ
С 1940г. Новый Петергоф ВКУНС Авиации ВМФ
С 1941г. (не понятно пока: до или после начала ВОВ?) по май 1942г. скорее всего 80 омраэ Севастополь ЧФ
май-июнь 1942г. - 3-я (Севастопольская) Авиагруппа
С уважением, Павел.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Володя, я присматривалась к Фото №656_1, два других очень похожи на "парочку" со снимка Фото №655_4.  %12

Товарища, "которого много", на курсантских фотках, кроме общей официальной и то предположительно, я пока не идентифицировала. Хотя кажется, что  есть его большой юный портрет в альбоме.

Фото №656_3 почти не ретушировала, т.к. повреждения велики, но восприятию не мешают.

Уточнения к фото по Вашим комментариям внесла.  %4
На облучке дедушку не узнала, но как чувствовала, не только заретушировала чёрное пятно, но и глазик ему аккуратно наметила серой кисточкой. Теперь он весело смотрит обоими глазами. Я Вам после пришлю все отретушированные фото. При большом увеличении видно. Здесь я размещаю меньшие копии, иначе не будет открываться нормально.

Павел, огромное Вам спасибо!
Лучшей "Энциклопедии" по частям и соединениям МА не найдёшь!
А вместе, я надеюсь, что-нибудь накопаем.  %6 %3 %3 %3



Фото 657_1 Некоторые лица встречаются на других снимках, причём в лётной форме тоже.


Фото 657_2 В центре в шлеме и в профиль, предположительно, Щербаков.


Фото 657_3 "Газы!"  ;D


Фото 657_4  Ещё одна жанровая сцена. Авиаторы обедают.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Фото № 658_2 Почти на 100% ЧФ. Лица разобрать не удалось. На том же листе портрет Тихонова. И в лодке стоит Тихонов, как удалось узнать позднее.

Кстати, на Фото 658_1, где сначала замазо краской, потом оторвана часть снимка, рядом с Тихоновым сидит человек. Рот его очень напоминает рот Бергстрема. (Ох, уж эти бабы...  ::) ) Ошиблась.


Фото № 658_3


Фото № 658_4  Эту площадь удалось признать Площадью Ленина в Николаеве.

Изменено 27.03.2011
« Крайнее редактирование: 28 Март 2011, 00:51 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Split

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2933
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1975
  • Скайп: ogonjor
Володя, я присматривалась к Фото №656_1, два других очень похожи на "парочку" со снимка Фото №655_4.  %12

.....................................


Фото 657_3 "Газы!"  ;D
Галя, ты ВНИМАТЕЛЬНО присмотрись к Фото 657_3 "Газы!" - мне вот кажется тут то ну все УЗНАВАЕМЫ!!! %7 %30 %30 %30 %12 :D :D :D :D :D :D :D

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Веселишься?!  8)
А я и на красоту офицерских ног внимание обращаю, и матросских тоже. Иной раз по растоптанному ботинку, или изящному сапогу можно кое-чего узнать о его владельце. Виртуальная криминалистика у нас получается, Сплит.  :D :D :D  %56


Фото № 659_1 Это точно Николаев. Причём памятник Ленину самый первый, каковых (близнецов) наставили во многих местах  после его смерти. Таким этот памятник могут помнить только совсем старенькие жители Николаева. А вот постамент хорошо узнаваем. Он послужил и после войны.


Фото № 659_2 "Ленин" в довоенном Севастополе.


Фото № 659_3 Те же авиаторы. Попов первый справа, Щербаков четвёртый справа. Вероятно, готовятся к полёту.  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Фото № 660_1 На фото сидит тот, "кого много".


Фото № 660_2 Это на ТОФ.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта