Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 143051 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #180 : 09 Январь 2012, 04:22 »
Василий, нет ли данных, кто из флотских ГСС изображен справа от Нихамина?
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2508
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #181 : 09 Январь 2012, 09:53 »
Павел, а 11-й гиап, он ЧФ или БФ?
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #182 : 09 Январь 2012, 10:06 »
Павел, а 11-й гиап, он ЧФ или БФ?
Сережа, это бывший 32-й ИАП ВВС ЧФ, с 1948г. - 241-й Гв. ИАП.
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2508
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #183 : 09 Январь 2012, 10:14 »
Тогда 44-й иап БФ, также был 11-м гиап во время ВОВ?
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2508
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #184 : 09 Январь 2012, 10:21 »
На фотографии могут быть и ГСС Авдеев Михаил Васильевич, кэ, и Денисов Константин Дмитриевич, комполка.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #185 : 09 Январь 2012, 10:30 »
Тогда 44-й иап БФ, также был 11-м гиап во время ВОВ?
Сережа, ты что-то путаешь. В составе ВВС БФ не было 44-го полка. (Такой полк 44-й САП имелся в составе Беломорской ВФл).  А вот 11-й ИАП на Балтике был (но не гвардейский) - это бывшый 11-й ШАП ВВС ЧФ, после переформирования переданный с ЧФ на БФ.
С уважением, Павел.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #186 : 09 Январь 2012, 10:33 »
На фотографии могут быть и ГСС Авдеев Михаил Васильевич, кэ, и Денисов Константин Дмитриевич, комполка.
Сережа, это не Авдеев и не Денисов. Их лица мне хорошо знакомы. Это кто-то из флотских Героев - обрати внимание на дубы на козырьке фуражки.
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2508
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #187 : 09 Январь 2012, 10:41 »
Павел, я действительно спутал, 44-й иап, затем 11-й гиап, полк ПВО. А то, что это не Авдеев и не Денисов, тоже правильно, их военные фотографии ни имеют ничего общего.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Вазгенчик

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #188 : 09 Январь 2012, 12:42 »
Павел прав, это катерник или подводник. Забыл я фамилию, не записал :(

Оффлайн Enot11

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Скайп: vladik1022

Оффлайн Enot11

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Скайп: vladik1022
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #190 : 27 Январь 2012, 22:51 »
Здравствуйте Галя и Павел.Посмотрите ссылку,может есть какая-либо инфа по сути вопроса?Родственники Кривопишина Г.А. ищут сведения о нем.Он был инструктором в училище Леваневского в Николаеве.Владимир.
http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i196/1006/b3/067371eef1db.jpg.html

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #191 : 07 Февраль 2012, 00:23 »
Нет, Володя, эти ребята из Николаевского училища им. Леваневского. К сожалению, шансов найти людей, которые их помнят, очень мало. Нужно поднимать архивы. Может, там что-то найдётся. Другой разговор- фотографии. Всё, что попадается, размещаю. 



http://www.youtube.com/watch?v=SGogWTMzs6k&feature=youtu.be

http://www.youtube.com/watch?v=ugV2qS-KHMc&feature=youtu.be

Alex

Уважаемый Alex! Я , конечно, сразу же посмотрела фильмы. Восхищена тем отношением к нашим лётчикам, которое чувствуется в этих прекрасных кадрах- воспоминаниях. И музыка подобрана удачно.  %6

Скажите, пожалуйста, а что Вас подтолкнуло заниматься именно этой темой?!

В любом случае это очень благородное дело. Хотя война- это всегда и боль и смерть для обоих воюющих сторон. Но для СССР тогда это были вынужденные меры. Мне довелось прикоснуться к подлинным описаниям боевого пути некоторых частей, в том числе совершавших налёты на объекты в Румынии, совершённые в 1941-44 годах. Каждый такой полёт был подвигом. Вот в частности одна история. Я не сомневаюсь, что мимо Вас она не могла пройти. Хотя, кажется,  Вы на ней тут не акцентировались.

Мне понадобилось поближе познакомиться с биографией одного лётчика, который стал весьма заметен ещё в Финскую компанию. Собственно, его геройствами в то время я и занималась. Но раз уж я поднимала его УПК (послужная карточка), то ознакомилась и с участием в ВОВ. Среди авиаторов, летавших на бомбардировки Констанцы был Бидзиношвили Шио Бидзинович. Его биография опубликована тут http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/bidzinoshv.html

Однако, факты его биографии, которые можно было найти в справочниках советского времени, и которые вошли в очерки о нём, отчасти не соответствуют действительности. Даже место его рождения по документам не г.Гори, а г.Тбилиси. Как связан Гори с биографией нашего героя, не ясно. Не будем заниматься конспирологией (однако, в г.Гори родился Сталин). Далее, выясняется, что закончил он в 1924 году среднее железно-дор. тех.училище (не техникум). После "Тёрки" поступил и закончил Борисоглебскую школу лётчиков в 1930 году и был направлен в 22 АЭ, а потом в 11 ОМДРАЭ в Севастополе, где и служил до 1932 года, после чего поступил в Военно- Воздушную Академию, которую и окончил в 1936 году. После этого попал на Балтику, там последовательно командовал 24-й (7.12.1936 – март 1938) и 58-й ОМРАЭ (март 1938 -10.03.1939 г.). И после этого попал в 15 ОМРАП, где и командовал эскадрильей несколько месяцев.

Согласно УПК, Бидзиношвили вступил в должность командира 1-го МТАП 21.02.1940 г. Финская компания закончилась 13 марта 1940 года. Таким образом при всём желании особенно погеройствовать в Финскую компанию в 1-м МТАП ему не удалось. В то же время, авиаторы 1-го МТАП вспоминали, что отношения с ними у Бидзиношвили не сложились. Возможно, потому что в полку служили люди, авторитет которых в своей среде был очень высок, там  сложилась своя иерархия, свои порядки, и даже уже были Герои Советского Союза (Токарев получил в апреле 1940 года). А Бидзиношвили попытался навести свои порядки, что им и не понравилось.

Но орден Красного Знамени за ту войну он получил, хотя о его службе в 15 ОМРАП известно мало. Как бы то ни было, но Бидзиношвили был человеком самолюбивым, достаточно жёстким, возможно, и бескомпромиссным. Ему очень хотелось себя проявить. Наверное, он был достоен лучшей участи. Но случилось то, что случилось. 14 июня 1940 г. Бидзиношвили уничтожает пассажирский финский самолёт, это становится причиной международного скандала. Видимо, это становится последней каплей. После чего 20 августа 1940 года Бидзиношвили отстраняют от должности и увольняют в запас по ст.43 п. «А».  Так что первая часть биографии изложена в статье по ссылке, мягко говоря, вольно.

Далее Бидзиношвили работает лётчиком - испытателем в Иркутске, а с началом войны, как и многие лётчики, начинает рваться на фронт. И в конце концов 13 августа 1943 года призывается из запаса и назначается помощником командира 36 минно-торпедного полка Черноморского флота. Полагаю, что давненько не служивший в действующий армии полковник Бидзиношвили должен бы был присмотреться к обстановке, изучить районы боевых действий, приспособиться к обстоятельствам и поближе познакомиться с личным составом. Но до его рокового вылета оставалось совсем мало времени. Я не сомневаюсь, что он был отличным лётчиком. Но мог ли он в достаточной степени быть подготовлен к той миссии, которая ему выпала?! Почему именно он был назначен лидером группы, которой предстояло нанести удар по Констанце? Имел ли он необходимый опыт руководства группой в полёте, ведь почти 3 года он не имел такой практики, а лётчику-испытателю нужны были другие навыки? Мне представляется, что ему не надо было тогда лететь. 

Но это был Бидзиношвили, полковник и зам.командира полка. Я думаю, что он сам себя "назначил" выполнить эту миссию. Штурманом его экипажа был опытный авиатор, летавший ещё в 1941 году на Плоешти, знавший хорошо и маршрут и обстановку в районе предстоящего полёта Шика Абрамович Кордонский. К слову сказать, наш выпускник и Герой Советского Союза. И  28 сентября 1943 г. группа из семи самолётов отправляется в путь на Констанцу, откуда не многим удастся вернуться...

И вот тут я бы хотела обратить внимание на следующее обстоятельство. По ссылке (выше) достаточно правдиво с опорой на свидетельства очевидцев описаны последние минуты жизни и подвига экипажа, командиром которого был Бидзиношвили. Однако, на сайте Героев гибель его штурмана Кордонского описана по-другому. Причём достаточно нелепо. Я бы хотела обратить внимание на это обстоятельство Андрея Симонова и внести исправления в биографию Кордонского.   http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8983

Цитировать
В 1946 г. штурман звена 36-го МТАП Н.Д.Малаховский записал воспоминания очевидцев налета группы Ш.Б.Бидзинашвили. Вот несколько выдержек из этих бесед. Бывший командир румынской зенитной батареи: LИх было шесть, а седьмой, по-видимому, разведчик, прошел на большой высоте. Три самолета были подбиты над базой... Их летчики направляли свои машины туда, где можно было нанести максимальный урон. Один самолет взорвался на территории нефтегородка, второй пытался горящим врезаться в корабль, но почему-то не долетел и врезался в платформу с танками в северной части города?.

 Служащий управления порта: L...Я должен был обеспечить погрузку двух транспортов, направляемых в Севастополь. Сидел с капитаном судна в кают-компании за обедом, и тут завыла сирена и тут же начала стрелять зенитная артиллерия. Выбежали на палубу. С юга на высоте не более 50 метров шел двухмоторный самолет. Из его носовых установок извергались в нашу сторону разноцветные трассы. Как только он оказался над бухтой - сразу сбросил торпеду. Это было метрах в 700 от нас. Взрыв произошел между носом миноносца и кормой буксира. Оба корабля были выведены из строя (атака Рукавицына. - Авт.). Два самолета, подбитые на подходе, врезались: один в нефтецистерны в юго -западной части Констанцы (экипаж Ш.Б.Бидзинашвили - штурман полка Ш.А.Кордонский, стрелок-радист А.П.Кузнецов и воздушный стрелок П.И.Бородин. -Авт.), второй - в районе железнодорожной станции в воинский эшелон (экипаж В.А.Левашова - штурман В.И.Ярыгин, стрелок-радист М.К.Еремеев. - Авт.), третий после сброса торпеды, которая взорвалась у мола, уничтожив катер и повредив шхуну, упал у зенитной батареи? (Lкомсомольский экипаж? М.Г.Дюкова -штурман И.Е.Недюжко, стрелок-радист П.И.Миронов. ).

 Герой Советского Союза В.Рукавицын: LСбросив торпеды, мы пронеслись над кораблями, над городом, затем пошли на разворот. В этот момент я услышал голос Бидзинашвили: LМашина горит. Экипаж погиб. Прощайте...?. Выйдя из разворота, летчик какое-то время шел по прямой, очевидно, выбирал себе последнюю цель, потом довернул вправо и направил машину на окраину города. Я посмотрел в том направлении и увидел склад горючего - пять или шесть бензоцистерн в ограждении. Секунда - и там раздался взрыв...?.

Через какое-то время участники того налёта получили высокие награды,  трое стали Героями Советского Союза. А про подвиг погибших в Констанце, в том числе и Бидзиношвили, "благополучно" забыли... Хотя 30 апреля 1944 г. посмертно его наградили вторым Красным Знаменем, но не за Констанцу, а за его работу лётчиком- испытателем...

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #192 : 07 Февраль 2012, 18:16 »
Просто отлично!

Если позволите, мои комментарии и вопросы:

Цитировать
Все, что Вы мне написали о Бидзинашвили, мне известно.

Не сомневалась и секунды.  %6

Цитировать
такие авторы, как Карленко, Хазанов, Б.Баншац, Д.Бернард, К. Бергстром, Е.Гордон

Не имеет ли этот человек отношения к братьям Бергстрем, Вальтеру и Улофу, которые стояли у истоков советской Морской Авиации и оба были выпускниками нашей авиационной Школы. Хотя я понимаю, что фамилия довольно распространённая.

Цитировать
Что случилось с Бидзинашвили, я уверен, Вы не знаете, он был жертвой политической репрессии советской системы во время финской войны и его сделали ответственным за ошибочные решения Политбюро.

Репрессиями, к счастью, это назвать нельзя. Наши репрессии- это совершенно другое дело. Но что он пострадал не только "по собственной инициативе", это понятно.

Цитировать
Уже тогда началось несогласие между Бидзинашвили и Токаревым. Причина, по которой он был послан в Иркутск как тест-пилот в основном была именно из-за Токарева.

А вот в этом я как раз нисколько не сомневаюсь. Амбиции одного (Токарева) столкнулись с самолюбием второго (Бидзиношвили). А тут ещё "подвернулся" трагический случай с финским самолётом... С этим как раз понятно. И я думаю, если бы на самом деле захотели, то наказали бы Бидзиношвили гораздо серьёзнее. Формулировка, с которой его отстранили от должности, могла бы для него обернуться гораздо худшим. Но его "только" убрали из Армии.

Цитировать
Он покинул Иркутск в 1943 г. и имел совсем немного времени изучить новую систему - А-20 Бостон. Даже если он летал во время финского конфликта на  СБ,  управление А-20 Бостон требует многих месяцев обучения. Этой возможности у него не было, он прошел очень короткий тренинг.

... Вот  почему, даже если Бидзинашвили был тест-пилотом и летал на Пе-2, его  опыта  и  обучения было совершенно недостаточно, чтобы управлять
А-20.

Именно! Именно это я и хотела донести, что его собственное участие в налёте было самоубийством. А назначение его лидером группы- либо тяжёлая ошибка, либо преступление. Хотелось только понять, чьё?!

Цитировать
Причина опять в Токареве, который был недоволен тем, что Бидзинашвили  вернулся  в  ВМФ  (хотя  Токарев и не был командиром 36 мтап).

Конечно, Токарев мог продолжать "не любить" Бидзиношвили ещё со времён их неформального соперничества в 1-м МТАП в 1940-м году. Но в данной ситуации Бидзиношвили ничем уже не мог конкурировать с Токаревым ни по должности, ни по положению. Но и образ "бедной овечки" с ним вроде бы тоже не вяжется. Зато его /неопытное/ руководство группой могло провалить важную операцию. Да простят меня ветераны, на этот счёт у меня есть сомнения. Послать на верную смерть Бидзиношвили только, чтобы с ним расправиться? Кроме того, вместе с ним "наказать" его экипаж и ещё 6 экипажей? Тогда Токарев был бы просто монстром. Не его, так кого-то другого всё равно  надо было послать.

Интересный вопрос, конечно. 

Цитировать
Также неправильно напечатано в русских интернет-источниках о том, что Бидзинашвили выполнил таран в Констанце. Он не мог контролировать самолет и потерпел крушение в нефтехранилище steaua romana.

Но как-то уж очень "удачно" он упал, именно в нефтехранилище, а не в чистое поле. Но раз так, вероятно, так и есть.

Цитировать
"Прощай", которое он сказал по радио, означало

... Если честно, то у меня большие сомнения, что он что-то сказал именно по радио, и тем более, что кто-то это услышал... а если и сказал, то сказал именно это... Не хочу выдумывать, но могу себе представить, что мог сказать русский /хоть и грузин/ лётчик, падая на румынское нефтехранилище...

Цитировать
Также Вам неизвестно, что летчик из 30 мтап (из Краснодара), который был выбран летать с Бидзинашвили 28 сентября, выпил слишком много алкоголя за день до вылета на цель и был арестован. Когда он услышал, что его товарищи - экипаж Бидзинашвили погибли, то полетел на Бостоне без разрешения в Констанцу 30 сентября и был сбит около Сулины, он не долетел до Констанцы. Возможно, именно этот пилот выполнил таран.

Я не поднимала ещё историю 36-го полка и предметно ею не занималась. Он должен был лететь вместо Кордонского? Или всё-таки вместо Бидзиношвили? От ответа на этот вопрос многое зависит.

Цитировать
Вы  написали,  что  Кордонский летал в 1941 г. в Плоешти. Пожалуйста, напишите имя летчика, с которым он летал в 1941 г.

Я не поднимала его УПК. Но я надеюсь, что мне это удастся сделать. Я живу в Санкт-Петербурге и бываю в Архиве ВМФ. Соответственно, если его УПК сохранилась в Архиве, то я запрошу и посмотрю его настоящую биографию. Сведения из старых книжек, которые опубликованы в интернете, не вызывают доверия, точно так же, как в случае с Бидзиношвили. По этим книжкам выходит, что Кордонский сам был лётчиком. А штурманом стал позже, возможно, после тяжёлого ранения.

Цитировать
Если  Вы  или  кто-либо  другой  желаете получить больше информации о Румынии  в  1941,  1943  и  1944  гг..  (ВВС  и ВМФ), то, пожалуйста,
открывайте новую ветку для сообщений.

Нам было бы очень интересно узнать о боевых действиях нашей Авиации в отношении Румынии! Особенно в той части, которую мы знаем плохо. Через какое-то время у нас будет разговор о налётах в 1941 году. Но мне нужно подготовить материал. Это произойдёт не "завтра". Если у Вас есть возможность и желание поделиться своей информацией, то, пожалуйста, пишите прямо на этой ветке. Поскольку всё происходило как раз на Чёрном море и в зоне Причерноморья.  %4
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

groseillier epineux

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #193 : 07 Февраль 2012, 19:00 »

 Не хочу выдумывать, но могу себе представить, что мог сказать русский /хоть и грузин/ лётчик, падая на румынское нефтехранилище...

http://www.youtube.com/watch?v=WU6Vsz5pS4I

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10863
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #194 : 07 Февраль 2012, 19:28 »
Не знаю, что ты подумал, но я предположила, что он напоследок всё-таки пожелал этому нефтехранилищу "долгих лет жизни"...

А вообще-то я разговор затеяла не только ради Бидзиношвили. Но и надеялась, что Алекс прояснит судьбу нашего выпускника Кордонского.

Интересные свидетельства нашла тут:
http://slava.sebastopol.ua/media/?cnt=staty_show&yr=2010&mnt=8&day=31&id=23013

Гордость и горечь награды

Звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны удостоились более 11000 воинов. Их награждение зависело от объективных и субъективных факторов, стечения различных обстоятельств. Об этом свидетельствует и один из самых боевых и знаменательных эпизодов истории авиации Черноморского флота.
С июля 1942 года ВВС ЧФ базировались в основном на аэродромах Кавказа. К лету 1943 года после разгрома немецких войск под Сталинградом и на Курской дуге гитлеровское руководство искало повод для поддержания морального духа армии и населения. И в августе 1943 года берлинское радио распространило информацию о полном уничтожении советской авиации на Черноморском побережье. Такое хвастливое заявление на весь мир требовало реального опровержения и демонстрации подлинных возможностей советских летчиков.
В Ставке Верховного Главнокомандования обозначили заметную цель: город Констанца—главная база германского и румынского флотов на Черном море, место хранения горючего и оружия. Приказ о нанесении воздушного удара по кораблям в порту Констанца подписал представитель Ставки Верховного Главнокомандования, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. Для проведения операции отобрали наиболее подготовленные экипажи летчиков – черноморцев.

ИЗ БОЕВОГО ДОНЕСЕНИЯ N 043:
Командиру первой эскадрильи.
Командир 36 – го МТАП приказал: 28 сентября 1943 года в 13.45 шестью торпедоносцами одновременно с разных сторон уничтожить эсминцы, стоящие у военной пристани, и транспорты в лесной гавани порта Констанца. Одним самолетом произвести фотографирование результатов удара торпедоносцев.
Подписали: командир полка подполковник А. Ефремов, начальник штаба подполковник Г. Пересада.

* * *

Экипажи полковника Ш. Бидзинашвили, майора А. Фокина, капитана В. Левашова, старших лейтенантов В. Рукавицына, А. Рыхлова, младшего лейтенанта М. Дюкова составили ударную группу.
Взлетели с аэродрома вблизи Геленджика в 11.00. Над Черным морем самолеты пролетели около 800 километров без прикрытия истребителей в режиме радиомолчания: необходимо было обеспечить внезапность нападения. И все же противник встретил шестерку советских самолетов плотным огнем зенитно – артиллерийских орудий и скорострельных автоматов. Но торпедоносцы с курса не свернули.
В боевом донесении штаба 36 – го МТАП отмечено: экипажи В. Рукавицына и А. Рыхлова уничтожили торпедами по одному эсминцу, экипаж А. Фокина потопил крупный транспорт. Экипаж Ш. Бидзинашвили попал в перекрестье вражеского огня. Но штурман Ш. Кордонский успел сбросить торпеду на крупный транспорт. И в этот момент в торпедоносец попал снаряд.
Свидетельствует Герой Советского Союза полковник в отставке В. Рукавицын: "После пуска торпеды мы стали маневрировать по высоте и направлению. Я увидел, что самолет левее нас загорелся, начал поворачивать туда, где находились цистерны с горючим. Взрыв видел, но утверждать однозначно, что экипаж сознательно совершил огненный таран, опасаюсь. Сам я в эти мгновения был максимально загружен. 28.10.1991".
Свидетельствует штурман подполковник в отставке Н. Поярков: "Горящий самолет ушел вправо и рухнул на емкости с горючим... Произошел большой силы взрыв, поднялся огромный столб огня и дыма. Думается, что экипаж повторил подвиг капитана Н. Гастелло".
Бывший командир 36 – го МТАП Герой Советского Союза полковник в отставке А. Ефремов поддержал это мнение в беседе с начальником отдела авиации газеты "Красная звезда" капитаном 1 ранга А. Контиевским.
Участники дерзкой операции черноморцы В. Рукавицын, А. Рыхлов, А. Фокин, А. Клюшкин в 1944 году удостоились звания Героя Советского Союза за мужество, проявленное во многих боевых вылетах.
В период подготовки к 45 – летию Великой Победы советское руководство приняло решение отметить особо отличившихся воинов, дважды представлявшихся к самому высокому званию в СССР. В списке числился и штурман гвардии капитан Ш. Кордонский. Ему звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно Указом Президента СССР от 4 ноября 1990 года.
Отклики ветеранов на это решение оказались неоднозначными.

* * *

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"
"...Совет ветеранов ВВС ЧФ не против подвига штурмана капитана Кордонского Ш.А., но мы за истину подвига всего экипажа многоместного самолета и в первую очередь командира экипажа полковника Бидзинашвили Ш.Б., в руках которого был штурвал.
Если бы представление, материал и обсуждение готовил совет ветеранов ВВС ЧФ совместно с военным советом, то, наверное, и другие наши боевые товарищи данного экипажа не были бы забыты.
Председатель совета ветеранов ВВС КЧФ, генерал – майор авиации в запасе Ю. Зверев.
19 ноября 1990 г."

* * *

ОТВЕТ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННО – МОРСКОГО АРХИВА
18 октября 1991 г. N 11392:
"...По вашей просьбе сообщаю:
Кордонский Шика Абрамович представлялся к званию Героя Советского Союза 8 января 1942 года командиром 63 – й авиабригады полковником Хатиашвили".
В документах отдела кадров ВВС ЧФ в препроводительном письме командира бригады значится, что высылается наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза штурману звена старшему лейтенанту Кордонскому Ш.А. Наградного листа на хранении в архиве нет.
Основание: ЦВМА, ф. 1080, оп. 4, д. 34, л. 47.
Второе представление сделал командующий авиацией ЧФ 26 сентября 1942 года. Копия наградного листа прилагается.
Основание: ф.3, оп. 1, д. 570, л. 209 – 210.
Начальник архива капитан 1 ранга Ю. Резников".

* * *

Архивная копия

НАГРАДНОЙ ЛИСТ
на штурмана 2 – й АЭ 36 – го минно – торпедного авиационного полка гвардии капитана Кордонского Шику Абрамовича.
Наименование награды—Герой Советского Союза.

1. Год рождения—с 1915 года.
2. Национальность—еврей.
3. Соцположение—рабочий.
4. Партийность—член ВКП(б) с 1942 года.
5. В РККА или РКВМФ—с 1935 г.
6. Ранения и контузии—имеет ранение.
7. Представлялся ли ранее к награде, когда и за что—дважды представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза за отличное выполнение заданий командования по борьбе с германским фашизмом.
8. Какие имеет поощрения и награды и за что—орден Красного Знамени, пр. КЧФ N 33с, 22.05.43.

I. Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
"В Отечественной войне против германского фашизма участвует с первых дней, за это время совершил 85 успешных боевых вылетов, из них 65—ночью. Полеты были совершены по административно – экономическим центрам противника: Бухарест—один, Плоешти—12, Констанца—14, Сулин, Галац. В результате этих полетов было разрушено много промышленных объектов и сожжено бензоцистерн и вышек. Поддерживая героическую защиту Одессы, уничтожил живую силу противника и технику.
За отличное выполнение заданий в трудных метеоусловиях ночью имеет благодарность от командования ВВС ЧФ и дважды представлялся к званию Героя Советского Союза.
Работая в 36 – м АП, совершил 10 ночных и два дневных боевых вылета. В результате этих полетов: уничтожены переправы через р. Дон в р – не Цимлянска восемью прямыми попаданиями, разбита зенитная батарея автоматов, возникло несколько пожаров на ж.д. станции Керчь – 2, где было большое скопление эшелонов с войсками и техникой противника, разрушены портовые сооружения военно – морской базы противника в г. Мариуполе.
Гвардии капитан Кордонский Ш.А. достоин правительственной награды "Герой Советского Союза".
Командир 36 МТАП, Герой Советского Союза гвардии майор Ефремов.
Военный комиссар 36 – го МТАП батальонный комиссар Кузнецов".

II. Заключение вышестоящих начальников.
"Достоин правительственной награды—ордена Красного Знамени". Командир 63 – й АВБ полковник Хатиашвили.
Достоин правительственной награды "Герой Советского Союза". Командующий ВВС ЧФ генерал – майор авиации Ермаченков. Военный комиссар ВВС ЧФ бригадный комиссар Кузенко.
Основание: ЦВМА, ф.3, оп.1, л. 209 – 210, д. 570.
Копия верна: начальник отделения Т. Полухина.
18 октября 1991 года".

* * *

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧАСТНИКА ПОЛЕТА НА КОНСТАНЦУ 28 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА
Герой Советского Союза Рыхлов Александр Дмитриевич (Москва): "В 1943 году я переучился на новый торпедоносец и был переведен в 1 – ю эскадрилью 36 – го МТАП, которой командовал майор Афанасий Фокин. 28 сентября 1943 года шесть экипажей нашего полка совершили налет на Констанцу. Шестерку торпедоносцев возглавлял командир первой АЭ майор Фокин. По той причине, что полковник Бидзинашвили недавно прибыл к нам в полк из запаса, на новых торпедоносцах не летал, а майор Фокин имел огромный боевой опыт. Об этом есть официальный документ.
Утверждение, что экипаж полковника Бидзинашвили совершил таран, я подтвердить не могу. Я видел только, как самолет Бидзинашвили со штурманом Кордонским взорвался".
Справка. По архивным данным, полковник Бидзинашвили 13 августа 1943 года был призван из запаса и назначен помощником командира 36 – го МТАП (приказ НК ВМФ N 02619). В журнале учета боевой работы 36 – го МТАП зафиксирован лишь один вылет Бидзинашвили: днем 25.09.43 перелет с аэродрома Алахадзе на аэродром Геленджик. (ЦВМА, инв. 118688, оп. 62, д.1, л. 88, ф. 2211).
Выписка верна.
Председатель президиума совета ветеранов полковник в отставке И. Войцицкий.

* * *

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
24 января 1991 г. N 173 – 5/45684.
103160 г. Москва, К – 160.
На N 15/св от 19.11.1990 г.
Председателю совета ветеранов ВВС КЧФ.
"Ваше письмо, адресованное в редакцию газеты "Красная звезда", поступило на рассмотрение в Главное управление кадров МО СССР.
Сообщаю, что, по нашим учетным данным, гв. капитану Кордонскому Шике Абрамовичу звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президента СССР от 4 октября 1990 года посмертно по ходатайству Военного совета Военно – Морского Флота.
По данным Центрального архива МО СССР, за отличное выполнение заданий дважды представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза: 8 января 1942 года представление не было реализовано; в сентябре 1942 года командиром 36 – го минно – торпедного авиаполка представлялся повторно, но командир 63 – й авиабригады изменил вид награды на орден Красного Знамени. В свою очередь командующий ВВС ЧФ поддержал решение командира полка о присвоении звания Героя Советского Союза, а командующий ЧФ отклонил это представление, и 22 мая 1943 года тов. Кордонский Ш.А. был награжден орденом Красного Знамени.
В связи с изложенным Министерство обороны СССР поддержало ходатайство Военного совета Военно – Морского Флота о присвоении звания Героя Советского Союза гвардии капитану Кордонскому Ш.А. посмертно.
Приложение: шесть листов, только адресату.
Заместитель начальника управления генерал – майор Ю. Розов".

* * *

Герой Советского Союза генерал – майора Василий Иванович Минаков в своей книге "Мужество черноморских соколов" ("Политехника", СПб, 2000) неоднократно вспоминает штурмана 36 – го минно – торпедного авиационного полка Шику Кордонского, отмечая его высокое мастерство уже в первую ночь начала Великой Отечественной войны, при бомбардировке порта Констанца, при выполнении минных постановок.
"Позже мой друг, Шика Абрамович Кордонский,—пишет В.И. Минаков,—отличился во время налета на Одессу, в ходе которого он был ранен".
23 февраля 1942 года за успешные боевые вылеты и проявленные при этом мужество и героизм в боях с фашистами старший лейтенант Шика Кордонский был награжден орденом Красного Знамени.

Из письма Героя Советского Союза А.Д. Рыхлова председателю совета ветеранов ВВС КЧФ Ю.П. Звереву: "Штурмана Кордонского знал только по совместной работе в 36 – м МТАП. Знал, что он трижды (так в тексте) представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза, и трижды на его наградных листах стояла резолюция "Воздержаться". Это есть в архивных документах в Гатчине. Летал он очень смело, был инициативен в воздухе, сам напрашивался на боевые вылеты...
На вручении в Москве Грамоты и Золотой Звезды Героя Советского Союза вдове, детям и внукам мы с женой присутствовали, где просили главнокомандующего ВМФ разобраться и восстановить справедливость по отношению к остальным членам экипажей, погибших при налете на Констанцу".
Для потомков многих фронтовиков судьбы их отцов, дедов и прадедов до сих пор остаются бередящей раной, приоткрывают жизненные ситуации далекого трагического времени.
« Крайнее редактирование: 07 Февраль 2012, 19:35 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта