Автор Тема: "Забытый дивизион" или жизнь и судьбы Корвин- Керберов.  (Прочитано 34602 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alex gus

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 1436
  • Предупреждения 0
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
  Галочка! Ты, как всегда, на ВЫСОТЕ! %3 %3 %3

Оффлайн Karel

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Предупреждения 0

кен

  • Гость
Уважаемые участники форума! Помогите прояснить вопрос о двоюродном брате Л.Л. Кербера, Евгении Гарфе. Вот цитата из одногоиз писем Л.Л. Кербера В.В. Конецкому, где он описывает судьбу своей семьи и в частности судьбу семьи Гарфов.
-... двоюродный брат Евгений закончил укороченный выпуск юнкерского училища, и был выпущен подпоручиком в лейб-гвардии Егерский полк и весной 1915 года с маршевой ротой убыл на фронт. В день приезда он неосмотрительно высунулся из окопа и получил пулю германского снайпера точно между бровей. Тело этого тевтонца привезли в Питер, отпели в церкви Егерьского полка возле Царскосельского вокзала, ныне оскверненной, и предали земле на Смоленском лютеранском кладбище (ныне оскверненном. Чего мы только не осквернили?). (Конецкий В.В. Эхо.- "БЛИЦ",-СПб.-2001)
 Так вот, хотелось бы узнать о каком Евгении Гарфе идет реч. Знаю что штабс капитан Е.Е. Гарф убитый 3-го сентября 1916 года и был  погребен в усыпальнице ц. св.Мирония с шт. кап. Тихоновичем А. П. 13-го сентября. Может был еще один Евгений Гарф или это мемуарная ошибка. Возможно мой вопрос относится к Георгию Копытову,как родственнику Л.Л. Кербера. Ежели ОН сможет откликнуться и прояснить данную не увязку, буду благодарен. С Уважением, Вячеслав.
эл. адрес- slaminin@rambler.ru

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Вот тут, начиная с самого нижнего сообщения и далее есть снимки семьи Керберов и Гарфов. Там же есть и ещё снимки семейной могилы со Смоленского кладбища. http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1087.100

К сожалению, не хватает ни рук, ни времени добраться и продолжить тему. Хотя есть очень много фото и всей семьи, и Виктора, и Леонида, и Бориса Керберов. Но я как-нибудь свяжусь с Георгием, уточню этот вопрос. Со времени публикации по ссылке вскрылось много нового. Оказалось, что не всё, написанное там соответствует истине на 100%.

Я писала, что Леониду память иногда изменяла, он был совсем юным, помнить многое мог только по рассказам. И в его мемуарах есть неточности. А как было на самом деле Георгий выяснил. В том числе и через потомков Леонида.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Sibor

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 68
  • Предупреждения 0
  • Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все.
    • E-mail
Поздравляю с Новым 2012 годом и желаю всех благ  %3 %3 %3

Вернемся к фото # 137.

Погоны на форме Корвина - 1 просвет и 2 звёздочки - это погон подпоручика или мичмана  %33

Ваше мнение ???
Не можешь летать, не мучай метлу!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Вернулись. Все 4 звезды на месте!



Как был Штабс-капитан, так и остался.  %3 %3 %3


Корвин, Бабушкин, Чухновский, Четвериков (пятый не назван, может, кто признает?)
Вероятно, это на квартире Корвина.


Это летающая лодка Ш-1 в Гребном порту. Кербер участвовал в её создании как конструктор.

 %11 %26 %26 %26 %26
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Nikolai

  • Гость
http://www.lnm.lt/virtualios-parodos/senasis-vilnius/284.html?task=view
Здесь отец Людвига Ёган Хикса. Известный в Литве фотограф. Один из альбомов с его работами
в 1978 г. куплен у его сына Людвига .
http://www.muziejai.lt/prev_vers/Informacija/Vilniaus_fotografija.htm

С уважением,
Nikolai

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
А давайте я что-нибудь вам расскажу!  %3 %3 %3



Это Дмитрий Павлович Григорович -
известнейший конструктор гидросамолётов. Фото примерно 1937 года из фондов Музея Авиации ВМФ РФ.

Краткая биография Григоровича http://aviacija.dljavseh.ru/Ljudi/Grigorovich_Dmitrij_Pavlovich.html

Интересно, что в публикуемых материалах о наследии Григоровича в основном говорится о его военных самолётах. В первую очередь, о гидросамолётах, которые (и по праву) его прославили. Однако Григорович создавал и сухопутные самолёты. В разных публикациях расходятся сведения о количестве, от 37 до 80 самолётов, к которым он приложил руки, из них 11 выпускались серийно.

Например, он приложил руки к самолёту "Сталь-МАИ", созданном в вузовском конструкторском бюро КБ-1 МАИ по самолетостроению.
http://info-koleso.ru/airhist/airhist73.html
Для проектирования этого самолета при кафедре конструкции и прочности самолетов ее заведующий Д. П. Григорович организовал группу студентов. Строительство самолета осуществлялось в Учебно-производственных мастерских (УПМ) института. Самолет получил наименование «Сталь-МАИ». Строился он по типу самолета РД (АНТ-25). «Сталь-МАИ» - одномоторный самолет с двигателем М-34Р мощностью 610,3 кВт (830 л. с,) водяного охлаждения, двухместный, размах крыла 38 м, длина 11,3 м, скорость 320 км/ч. Самолет целиком выполнен из нержавеющей стали. Это был один из первых в мире цельностальных самолетов. В 1934 г. самолет проходил испытания. На пятом полете при посадке произошла авария, и на этом летная история самолета «Сталь-МАИ» закончилась.

И ещё об этом самолёте http://airspot.ru/catalogue/item/mai-grushin-stal-mai

Тогда создание "Сталь-МАИ" было большим достижением! Хотя сейчас не в каждом справочнике по самолётостроению найдётся информация об этом аппарате.

Д.П.Григоровича арестовали 01.09.1928г. и репрессировали Особым совещанием при коллегии ОГПУ 20.09.1929г. Что с ним делали во время следствия, неизвестно. Но, не думаю, что эта отсидка прошла бесследно. Раньше об этом писали завуалированно. Вроде того, что в 1929 году он был назначен руководителем вновь созданного Особого технического бюро. Это особое бюро на самом деле было авиационной шарашкой. Первоначально именовалось Особое конструкторское бюро ВТ-11 (от внутренняя тюрьма) и располагалось в охраняемом сотрудниками ОГПУ ангаре. Ангар был разделен перегородкой на две части: в одной находилась жилая зона, в другой — конструкторское бюро. Позднее переименовано в ЦКБ-39 и входило в состав Технического отдела ЭКУ ОГПУ. Вот там и трудился Главным конструктором ЦКБ-39 Д. П. Григорович и его заместитель Н. Н. Поликарпов. А так же многие другие очень известные люди, в том числе и Виктор Львович Корвин-Кербер.

Не смотря на то, что Дмитрий Павлович был осуждён по ст.58-7 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, но постановлением Коллегии ОГПУ от 30.04.1931г. он был от отбытия наказания освобождён досрочно. Забегая вперёд, скажем, что Григорович был реабилитирован только 18.10.1991г. как жертва политических репрессий.

В 1937 году он устраивается работать Техническим директором на опытный авиастроительный завод №30 при 1-м Главном Управлении ННОП СССР. Кстати, фотопортрет выше - это скан с оригинала фотографии на его удостоверении как работника завода, выданном 20 июля 1937 года. Дмитрий Павлович тогда не знал, что жить ему осталось чуть более года... В биографии говорится, что Д.П.Григорович скончался от белокровия. Но этому предшествовала тяжёлая борьба за существование, отягощённая страшной болезнью. Сам Дмитрий Павлович в письмах жаловался, что его терзает грудная жаба, задыхался. Григорович мечтал об отпуске, да просто отдохнуть. Он писал письма директору завода №30 Свердлову, писал Туполеву, упрекая того в нарушении обещаний дать отпуск, писал Наркому Оборонной промышленности М.М. Кагановичу, жаловался на здоровье. Всё было бесполезно. Дмитрий Павлович Григорович умер 27 июля 1938 года на 56-м году жизни...

О последнем периоде жизни Григоровича и известно, и написано мало. Тем не менее, и в этот период авиаконструктор много работал, подавал заявки на изобретения, писал научные статьи, рукопииси которых сохранились.  Это фрагмент рукописи по истории "морских самолётов" с рисунком истребителя Энгельса, о котором я много писала, того самого, на котором тот погиб в декабре 1916 года.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Это скан с оригинала фотографии, сделанной при жизни Дмитрия Павловича, на которой рисунок летающей лодки М-20, сделанный рукой самого авиаконструктора. Фото, как и всё остальное, хранится в фондах Музея Авиации ВМФ РФ при ВМА.

А что же такое завод №30?
Известный Государственный авиационный завод № 1 им. ОСОАВИАХИМа (бывший "Дукс") в начале 1930-х годов был переведён на территорию Центрального аэродрома им. Фрунзе. А на его месте был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского. В 1941 году оба были эвакуированы, один - в Самару, другой - в Иркутск. А на базе оставленных в Москве производственных мощностей бывшего авиазавода № 1 им. ОСОАВИАХИМа с октября 1941 года организована aвиаремонтная база Западного фронта. Согласно Решению ГКО от 17 декабря 1941 года на бывшую территорию авиазавода № 1 переведён опытный завод № 30 из подмосковной Дубны. Здесь были доделаны, начатые заводом №1 МиГ-3, и развёрнуто производство Ил-2. По окончании войны выпуск Ил-2 на заводе №30 был свёрнут. С 1946 года здесь освоено производство пассажирского самолёта Ил-12. В связи с необходимостью освоения производства тактического бомбардировщика Ил-28 и значительными объёмами его производства в 1950 году завод № 30 был объединён с заводом № 381, до того выпускавшим МиГ-15, в единый Авиационный завод №30. Впоследствии завод выпускал Ил-14 и Ил-18, Су-9, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. В настоящее время бывший завод №30 - это Производственный комплекс №2 ОАО "Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»!

Где бы вы ещё могли прочитать, что когда-то у истоков завода стоял Дмитрий Павлович Григорович!  %56
Сами-то они об этом не напишут http://www.migavia.ru/corporation/?tid=4  ::)

Однако, хочу дать ещё одну ссылку на воспоминания Леонида Львовича Кербера
А дело шло к войне http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/index.html
Такой живенький в его стиле рассказ о следующей шарашке ЦКБ-29, наследнице ЦКБ-39.

В книжке много всего интересного об обстановке и людях очень известных. Но я бы хотела упомянуть о следующих:


http://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/88-9-2-1.jpg
http://www.tupolev.ru/russian/Show.asp?SectionID=262

Базенков Николай Ильич (1901-1973). Родился в городе Алатырь Чувашской АССР. Советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Соц. Труда. Начал работать в авиационной промышленности в 1927 году. Окончил МАИ в 1932 г. Работал в КБ завода N 22, принимал непосредственное участие в серийном выпуске ТБ-3 и СБ. С середины 30-х годов зам. начальника КБ завода N 22. В этот период выполняет работу по модификации трех ТБ-3 для полета на Северный полюс (ТБ-3 "Авиаарктика"). В 1938 г арестован НКВД, работает в ОТБ НКВД (ЦКБ-29) по самолету "100" и Пе-2. С 1942 года заместитель А.Н.Туполева по серийному выпуску Ту-2. С развертыванием работ по самолету Ту-95 А.Н.Туполев назначает Н.И.Базенкова руководителем работ по самолетам с ТВД (Ту-95 и его модификации, Ту-114, Ту-142).
Являлся лауреатом Государственной и дважды Ленинской премий, награжден тремя орденами Ленина, двумя Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета и медалями. Скончался в Москве в 1973 г.

Хотелось бы выяснить, что предшествовало началу работы в авиационной промышленности? Не имел ли и он отношение к нашей Школе? Ведь Николай Ильич - родной брат Б.И. Базенкова, который закончил Бакинское отделение в июле 1917 г. и оставался там инструктором.

БАЗЕНКОВ Борис Ильич (1896-1938), комдив (1937).
Русский Член ВКП(б) с 1920 г. Родился в феврале 1896 г. в г.Алатыре Симбирской губернии в семье железнодорожного машиниста. Окончив Алатырское реальное училище в 1913 г , поступил в Московское высшее техническое училище на механический факультет. В 1915 г. поступил на теоретические курсы авиации, по окончании которых в марте 1916 г. был направлен в Севастопольскую авиационную школу После прохождения курса первоначальной подготовки в том же году был командирован в школу морской авиации (г.Петроград) Вскоре школу перевели в г.Баку. Окончив ее в июле 1917 г., был назначен летчиком в 5-й авиаотряд 2-го воздушного дивизиона (г.Севастополь). После Февральской революции был избран в дивизионный комитет. С декабря 1917 г. - инструктор воздушного боя в Бакинской школе морской авиации После демобилизации из старой армии работал на теплоходе "Русь" в качестве масленщика и помощника механика. Летом и осенью 1918 г. несколько месяцев в качестве летчика Каспийского воздушного дивизиона воевал против турок. Затем (до июля 1919 г.) работал в г. Баку в должности техника-чертежника в обществе "Электросила" В июле 1919 г. был мобилизован в белую армию, в которой служил до февраля 1920 г. В Красной Армии с мая 1920 г. Пройдя контроль особого отдела 11-й армии, был назначен летчиком 2-го гидроавиаотряда Волжско-Каспийской военной флотилии. Вместе с отрядом участвовал в боевых действиях против войск генерала Врангеля. После Гражданской войны продолжал службу в авиации. С мая 1921 г. по август 1924 г. был командиром гидроавиаотряда (Туапсе) и начальником Центральной гидроавиабазы
(г.Севастополь). С августа 1924 г. - помощник начальника отдела морской авиации штаба ВВС РККА В 1925-1926 гг. - начальник части внутренних заготовок, начальник
заготовительной части отдела снабжения Управления ВВС РККА. С сентября 1926 г. - начальник 3-го отдела Управления спецснабжения ВВС РККА. С января 1930 г. - начальник 2-го отдела того же управления. С декабря 1930 г. - начальник штаба ВВС Балтийского моря. С сентября 1932 г. по июль 1934 г. - командир и комиссар 9-й и 106-й тяжелых морских авиабригад. С июля 1934 г. - заместитель начальника, а с января 1936 г. - начальник Управления материально-технического снабжения ВВС РККА.
Награжден орденом Ленина (1936 г). Арестован 9 ноября 1937 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР 29 июля 1938 г. по обвинению в принадлежности к военному заговору приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29 июля 1938 г. Определением Военной коллегии от 14 марта 1956 г. реабилитирован.

(Черушев Н.С.Мартиролог РККА. Военно-исторический архив. 2001.№ 4).

Ещё подробности На "Наш Баку":
http://www.ourbaku.com/index.php5/Базенков_Борис_Ильич_-_выпускник_и_инструктор_Школы_морской_авиации,_репрессирован

Кажется, у меня есть портрет комдива Базенкова. Но надо до него добраться. Это большой лист графики.  O:-)

Ну, вот и всё.  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн В. Елисеев

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 114
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1954


Базенков Николай Ильич (1901-1973). Родился в городе Алатырь Чувашской АССР. Советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Соц. Труда...Являлся лауреатом Государственной и дважды Ленинской премий, награжден тремя орденами Ленина, двумя Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета и медалями. Скончался в Москве в 1973 г.
     Небольшое уточнение. Споткнулся о фразу, где сказано о двух Ленинских премиях у Базенкова. Двух у одного человека не бывает, бывает только одна. Проверил, у него было две Сталинских премии в 1949 и 1952 годах (позже их назвали Государственными премиями) и одна Ленинская – в 1957 году.
     
     
Возраст - это число оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Есть повод вернуться к этой старой фотографии. На ней - командование и управление Бакинского отделения Офицерской Школы Морской Авиации.
В виду вновь открывшихся обстоятельств и тяжёлых раздумий над судьбами ОШМА, хочу перечислить господ офицеров, сидящих в первом ряду.  %6

Слева - направо:

У меня не вызывает никакого сомнения, что
1-й слева - никто иной, как прапорщик по морской части Андрей Павлович Быков, лётчик (Кача), впоследствии морской лётчик и самый первый выпускник нашей Школы (по крайней мере в Баку) и оставленный инструктором. Участник боёв с турками в кампании 1914-15 г.г.

предположительно
2-й слева - прапорщик Лейб-гвардии Преображенского полка Всеволод Леонидович Яковлев, впоследствии морской лётчик. Участник боёв с немцами в кампании 1914-15 г.г.

3-й - пока не выяснен

4-й - никто иной, как Начальник Бакинского отделения ОШМА капитан 1 ранга Андрей Александрович Янович.

5-й -  штабс-капитан Алексей Евграфович Грузинов, лётчик (Кача)и морской лётчик, первый инструктор ОШМА в Петрограде и в Баку, впоследствии был начальником БОШМА. Вероятность, что это именно он приближается к 100%.

Некоторые источники считают первым выпускником нашей Школы именно Грузинова. Формально он зачислен в постоянный состав 1.07.1915, а в звании Морской Лётчик утверждён 3 октября 1915 года. Но фактически это едва ли могло быть. Т.к. на то время не то, что лётчики, а и охотники флота на экзамены вызывались в Ревель. Организационные вопросы по Школе были не решены, а ведь предстояло освоить морские самолёты, и "сдать" экзамены. Думаю, что фактически это произошло именно на одной из станций, наиболее вероятно - в Ревеле. Впрочем, с известной натяжкой, этот факт можно записать "на ум".

6-й - штабс-капитан Евгений Робертович Энгельс, лётчик (Кача).*

*Ранее я думала, что это Грузинов. Но с того времени было пересмотрено множество снимков, и Грузинов был опознан с большой долей вероятности. Штабс-капитанов могло быть только два на тот момент, Грузинов и Энгельс. Однако, по Книге приказов можно было бы сделать вывод, что Энгельс прибыл в БОШМА только 14 декабря, а фотография, вероятно, сделана 22 ноября 1915 года при открытии Отделения в Баку. Но это может быть технической накладкой. Т.к. формально и Начальник Отделения Янович назначен таковым позже, чем он фактически приступил к обязанностям. Так что если 5-й - Грузинов, то 6-й просто "обязан" быть Энгельс.


Это офицеры постоянного и переменного состава БОШМА.

Уже узнаём, слева - направо: 1 - Яковлев, 2 - Быков, 3 -?, 4 - Янович, 5 - Грузинов, 6 - ? (Энгельс перешёл в дальний ряд).

Шестым сидит (справа) лейтенант, занимающий определённое положение в этом достопочтенном офицерском коллективе, позволяющий себе почёсывать собачку. Если это не "случайный" лейтенант, что едва ли, то штатно могли быть:
- Краевский Иван Сергеевич лейтенант морской лётчик, на тот момент Начальник ОШМА.
- Миклашевский Борис Ричардович лейтенант морской лётчик, руководитель (инструктор) Школы. Известно, что в январе-феврале 1916 года он был в Баку. Впоследствии занимал должность начальника Школы.   
- Георгий Анатольевич Фриде лейтенант морской лётчик, помощник начальника Школы в Петрограде. О его выездах в Баку неизвестно.

Двоих первых определённо я не видела. Фриде теперь хорошо известен, это не он. Если кто-то может помочь определить, кто шестой, буду очень благодарна!
%6
« Крайнее редактирование: 29 Сентябрь 2017, 18:32 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

николай

  • Гость
Самураю:
Очень интересно читать все твои изыскания!
Спасибо тебе за твои "исторические раскопки"!
 %4 %4 %4

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
БАЗЕНКОВ Борис Ильич (1896-1938), комдив (1937).

Кажется, у меня есть портрет комдива Базенкова. Но надо до него добраться. Это большой лист графики. 



Это он...

Портрет сохранился в коллекции графики Георгия Семёновича Верейского.
Кстати, фоном выбран Севастополь. За спиной - бухта Голландия.

Все, кто использует оригинальные материалы с нашего сайта и форума, не забывайте давать ссылки. Кстати, и на "Кортик" тоже. А то читаю иногда и изумляюсь. "Все права защищены", а не все источники указаны.  ;D
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Alexey68

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Уважаемые форумчане!
В ветке упоминался Сергей Васильевич Гиршфельд, в 1918 году - летчик 4 миао авиации Балтфлота. Прилагаю его фото.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Великолепный портрет! Спасибо!  %6



В числе присутствующих на фото красвоенлёты Л.А. Юнгмейстер, П.П. Кваде и Чугунов.



Летающая лодка М-9 на берегу реки Иртыш. 1919 г.
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft28296.htm


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта